Условия развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории

Другая психология » Развитие памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории » Условия развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории

Страница 1

Условия – по Ожегову – это правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности. Условие – это также обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь или обстоятельство, от которого что-нибудь зависит. В нашем исследовании условия – это обстановка, в которой осуществляется развитие памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории [22, с.185].

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное развитие памяти детей. Такие условия обеспечиваются в начальном обучении пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике преподавания является организация учителем действий учащихся по образцу. Излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы.

В результате такого обучения у детей недостаточно развиваются качества памяти: глубина, долговременность, произвольность памяти, которые определяют его самостоятельность. Развитие памяти у младших школьников является одной из основных задач школьного обучения вообще и в начальных классах в частности.

В отдельных пособиях, касающихся развития памяти, рекомендуется детям предлагать усложненные задачи учебного содержания или разного рода головоломки. К сожалению, авторы часто не отдают себе отчет в том, какую цель они преследуют в ходе решения такого типа упражнений. Эффект от таких занятий, как правило, невелик.

Как показывает опыт, условия, необходимые для организации систематической работы по целенаправленному развитию памяти, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может служить специальная организация регулярных занятий, на которых дети решают нестандартные задачи, предлагаемые в определенной логике.

Психологические особенности младших школьников определяют специфику их интеллектуальной деятельности. Их память носит преимущественно конкретный характер, сопряжена с конкретными объектами.

Основным условием в развитии памяти младших школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т. е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между какими-либо из них и некоторой системой условных знаков. Развитию ассоциативной памяти способствуют такие упражнения, как [15, с.216]:

а) запоминание слов с помощью картинок;

б) запоминание слов путем составления рассказа;

в) запоминание иностранных слов с помощью приема фонетических ассоциаций.

Общая атмосфера на уроках создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе.

Этот эмоциональный фон, положительное отношение к заданиям учителя имеют определенное последействие и постепенно распространяются на обычные школьные уроки. Тем самым уроки развития памяти становятся одним из способов формирования положительного отношения и интереса к учению в целом: учащиеся в результате этих занятий достигают значительных успехов в своем развитии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований
Возникла насущная потребность системной организации целенаправленного научного поиска по ряду новых, приоритетных направлений. Обозначим хотя бы некоторые из них. Первое направление связано с тем, что в отличие от прежде преобладавшей в ...

Положительное влияние эмоций и чувств на человека
Эмоциональный фактор играет важную роль в развитии человека, а эмоциональное воспитание — не только одна из значимых целей воспитания, но и не менее важный компонент его содержания. Эмоция - это сложное и стабильное переживание, связанное ...

Научные предпосылки становления рефлексивного подхода
Целью данного параграфа будет показать современные тенденции к преодолению исторически сложившейся в психологической науке трактовки познавательной активности, как производной интеллектуальной деятельности в сторону учёта культурных и лич ...