Творческие способности как составляющая профессиональной компетенции будущих специалистов социально-культурной сферы

Другая психология » Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы » Творческие способности как составляющая профессиональной компетенции будущих специалистов социально-культурной сферы

Страница 3

Творческая самореализация как процесс реализации индивидуумом творческого начала, позволяющий в кратчайшие сроки на этапе адаптации создать что-то новое и тем самым обеспечить себе скорейший карьерный рост, становится предметом философских, психолого-педагогических, акмеологических исследований и в качестве объекта исследования избираются взрослые люди в их самодвижении к вершинам профессионализма. Необходимо отметить, что рассмотрение процесса адаптации личности к профессиональной деятельности через призму творческой самореализации недостаточно изучено.

Вместе с тем будущий специалист на этапе вхождения в профессиональную среду сталкивается с целым рядом противоречий:

- между потребностью функционирующего производства в творческой профессионально самореализующейся личности и доминированием в стандартизации процесса профессиональной подготовки;

- между индивидуальностью будущего специалиста и профессиональной системой, в которой недостаточное внимание уделяется его личности.

- между стремлением человека к творческой активности и отсутствием у будущего специалиста операциональных возможностей осуществления этого процесса;

- между комплексом реальных качеств личности (его способностями, одаренностью, мотивацией достижения и др.) и требованиями конкретной профессиональной деятельности.

Основная проблема заключается в том, что изучение творчества, а тем более становление творческих качеств является процессом субъективным и достаточно углубленным. Традиционная система обучения не всегда способна развить творческое мышление, поскольку основана на запоминании информации и накоплении фактов. Поэтому считается необходимым ввести в процесс обучения специальные курсы, а также задания, позволяющие развивать творческое мышление и использовать в дальнейшем творческие способности не только в учебной и профессиональной деятельности, но и в жизни.

Творческий процесс представляет собой особую форму качественного перехода от известного к неизвестному, что осуществляется через различные формы поисковой деятельности.

В качестве условий, способствующих развитию творческого мышления и креативности личности,

Е.П.Торренсом было выделено следующее: наличие творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации. При этом высокий уровень проявления творческих способностей может наблюдаться только при совпадении всех трех факторов.

Так, например, при отсутствии творческой мотивации высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений ни в науке, ни в искусстве, ни в других видах деятельности даже при полном овладении новейшими технологиями. И наоборот, наличие соответствующей мотивации необходимыми знаниями и умениями при отсутствии творческих возможностей не может привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство.

С.Л.Рубинштейн считал, что для открытий необходима, прежде всего, работа ума, а интуиция – не источник, а просто бросающаяся в глаза критическая точка, отделяющая решенную задачу от нерешенной. Творческая деятельность ученого – это творческий труд.

Б.А.Теплов указывал на то, что способности, которые создаются в деятельности, в том числе, творческие способности, не являются врожденными (в отличие от анатомо-физиологических), движущей силой их развития является борьба противоположностей. Успешность же выполнения деятельности обусловливается определенным сочетанием способностей.

И.В.Сумбаев впервые в советской психологии выделил в психике человека сознание и подсознание и определил роль подсознания в творческом процессе. Его точка зрения относительно стадий творческого процесса перекликается с мнением П.К.Энгельмейра и М.А.Блоха:

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Ритмы профессиональной деятельности государственных служащих
В рамках проведения исследования роли временного фактора в организации профессиональной деятельности гражданских служащих применялись следующие методы: изучение нормативной документации (нормативных правовых актов, регулирующих деятельнос ...

Карл Густав Юнг: Аналитическая теория личности
Юнг утверждал, что душа состоит из трёх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущени ...

Стимулирование в развитии личностных качеств социального работника
Процесс самовоспитания и самообразования специалиста по социальной работе будет достаточно эффективным только в том случае, если сам работник будет стремиться к своему дальнейшему развитию. Становление профессионально значимых качеств мож ...