Творческие способности как составляющая профессиональной компетенции будущих специалистов социально-культурной сферы

Другая психология » Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы » Творческие способности как составляющая профессиональной компетенции будущих специалистов социально-культурной сферы

Страница 1

Понятие «творческая деятельность будущего специалиста» объемно и многогранно. Недостаточно сказать лишь о том, что оно определяется творческой способностью личности будущего специалиста, его творческой активностью, навыками творчества, т.е. параметрами его творческого потенциала. Оно определяется также его темпераментом, характером, волей и другими особенностями его личности. Так, способность к коммуникации. умение строить отношения с людьми вполне вписывается в представление о творческой деятельности, особенно – в контексте социально- культурной сферы.

Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности человека как члена того или иного общества людей, творческой личности.

Развитие творческого потенциала будущих специалистов социально-культурной деятельности – это процесс освоения ценностей культуры и приобретения на этой основе устойчивой мотивации на становление себя как «человека культуры», т. е. человека свободного, творчески мыслящего, духовно богатого.

Для развития в личности человека такого качества необходима гибкая методология учебного процесса, базирующаяся на законах психологии образования и творчества, историческом подходе к развитию науки, техники и технологии. Это требует внесения изменений и коррекции в концепцию высшего образования, в ее содержательные компоненты, перехода на принципы фундаментализации и гуманитаризации образования[17].

Творческая самореализация личности позволяет существенно сократить срок адаптации в новой профессиональной среде.

Для того чтобы профессиональная адаптация прошла наиболее удачно, коллектив и сам будущий специалист должны понимать, что его креативные способности нуждаются в дальнейшем, после институтском развитии, что специалист, вышедший из вуза имеет более творческого потенциала, нежели реальной профессиональной компетенции, так как его опыт еще достаточно мал, однако, творческие способности такого специалиста позволяют ему более свежим взглядом оценить происходящую ситуацию. На наш взгляд, формирование достаточно трезвого взгляда будущего специалиста на собственный потенциал и знания о собственных творческих достоинствах, помогающих в процессе профессиональной адаптации, должны закладываться еще в вузе, в частности, в специальных центрах студенческих инициатив, где молодым людям помогают организовывать проекты и принимать в них активное участие.

В настоящее время в вузах одной из основных задач подготовки специалистов является развитие у студентов творческого мышления. Специалист такой направленности обязан владеть навыками творческого решения изобретательных задач (ТРИЗ), уметь поставить проблему найти способ ее решения, являющийся новым и передовым (нестандартным), уметь изложить и защитить свое решение. Становление у студентов в процессе обучения в вузе творческих качеств – одна из важных сторон профессиональной подготовки будущих специалистов.

Навыки такого мышления дают занятия логикой, например математикой (в первую очередь – геометрией). К сожалению, нестандартные задачи, требующие не заучивания формул, а размышлений, видения задачи в целом, анализа ситуации, понимания, что дано и что требуется, практически исключены из российской системы образования. Замена рассуждений, обоснований, аргументации ответами на тесты, характерное для западной дидактической парадигмы, плохо согласуется с требованиями к формированию творческих способностей, творческих интересов. Творчество всегда подразумевает собственный критический подход и собственное критическое осмысление наблюдаемых явлений, а также любой информации, в том числе – информации учебной.

Э. Карпенко[18] отмечает, что причина невысокого уровня развития творческого мышления студентов кроется во многом в системе образования и более того — порождается ею. Необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических ценностей, переход от концепции, которая ориентирована на человеческие потребности и их удовлетворение, к другому пониманию, в основе которого лежит человеческое развитие, а главная цель — самовыражение, раскрытие потенциальных возможностей и творческих способностей личности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Психологическое значение игры
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не б ...

История ролевого движения
Сюжетом игры может стать мифология или фольклор какого-либо народа, например, языческие верования славян (фолъклёрка). Чаще всего ролевые игры проводятся по сюжетам "фэнтезийной" литературы или придумывается мастерами. Но первои ...

«Теория инвестирования» Р. Стернберга
Одной из последних по времени возникновения концепций креативности является так называемая «теория инвестирования», предложенная Р. Стернбергом и Д. Лавертом. Эти авторы считают креативным такого человека, который стремится и способен «по ...