Не вызывает сомнения тот факт, что ведущая деятельность человека накладывает определённый отпечаток на его личностные особенности. В данном случае в качестве ведущей деятельности выступает спортивная и учебная. Многими авторами отмечается огромное влияние спорта на процесс формирования личности (Богданова Д.Я., 1974; Медведев В.В., 1993; Попов А.Л., 2000; Пискун О.Е., Дроздов В.П., Пономарёв Н.И., 1994; Пуни А.Ц., 1973, 1980; и др.). Часто в литературе можно встретить утверждение, что спорт — лучшая школа развития разнообразных свойств личности от волевых (Медведев В.В.^ 1993; Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И., 2000) до эмоциональных (Дашкевич О.В., 1981, Ганюшкин А.Д., Бутузова Е.И., 1988). Это справедливо и для такого проявления личности спортсмена, как самооценка (Желателев Д.В., Реан А.А., 1999; Жилин СВ., 2003; Zion L.C., 1965).
Из исследованной по данному вопросу литературы отчётливо представляется, что виды и механизмы формирования самооценки не имеют своей специфики у спортсменов. Особенным может быть уровень выраженности, уровень адекватности и степень дифференцированности самооценки спортсменов. ( Жилин СВ., 2003; Лозовая В.Г., 2002,2003; Левит Л.З., 1988).
Под деятельностью, как категорийным понятием, понимается «динами-чесая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности» (Словарь-спавочник под ред. В.У. Агеевца, 1996, с. 87). Таким образом, основными характеристиками деятельности являются предметность и субъективность.
Любой вид деятельности осуществляется благодаря наличию психофизиологических механизмов, изложенных в концепции психофизиологии движений Н.А. Бернштейна (1966), теории функциональных систем П.К. Анохина, а также научных представлений А.Р. Лурия о динамической локализации высших психических функций.
Учебная деятельность - процесс приобретения человеком умений, знаний и навыков, совершенствование и развитие своих способностей. Результатом учебной деятельности является научение — приобретение человеком новых психологических качеств и свойств (Давыдов В.В., 1991; Леонтьев А.Н., 1983; Лингарт Й., 1970). Существует несколько видов научения: по механизму импринтинга (Лоренц К.), условно-ркфлекторное (Павлов И.П., ), оперантное, в том числе викарное и вербальное (Немов Р.С, 2000). Научение^ как деятельность осуществляется следующими интеллектуальными механизмами: формирование ассоциаций; подражание; различение и обобщение; инсайт; творчество. Требования, предъявляемые к учебной деятельности: мотивационное разнообразие; наличие гибкой и развитой структуры; разнообразие форм; современные технические средства обучения.
Кроме того, учебная деятельность реализуется через фронтальную, индивидуальную, непосредственную и опосредованную деятельность, а также через деятельность, организуемую по типу общения или сообщения. Существуют также групповые формы организации и проведения учебной деятельности. Наиболее часто используемыми видами учебной деятельности являются по Р.С. Немову (2001) опрос, семинар, дискуссии.
Применительно к спортивной деятельности, можно сказать, что это особая социально детерминированная форма психомоторной активности, развивающая и совершенствующая физические и психические качества человека в соответствии с целями и потребностями спорта.
Как известно, спорт - это одна из разновидностей деятельности, основной формой которой является спортивное соревнование. Кроме того, спорт сегодня становится разновидностью профессиональной деятельности и может быть охарактеризован теми же психологическими категориями, такими, как труд, учение и игра (Немов Р.С, 2001). По мнению Б.Г. Ананьева (1986), можно выделить четыре стадии профессиональной деятельности, которые даже терминологически очень близки спортивной: подготовка, старт, кульминация и финиш. Как отмечает А.Ц. Пуни (1984), спортивная деятельность имеет и свою специфику. Прежде всего, предметом этой деятельности выступает человек, увлечённый спортом. Профессиональная деятельность многих специалистов - тренеров, судей, врачей и психологов - направлена на него. Однако, этот же человек (спортсмен) является ещё и объектом и субъектом спортивной деятельности. Это выражается в том, что вся деятельность спортсмена направлена на формирование собственных качеств, как физических, так и психических (Лозовая Г.В., 2003). Кроме того, этот вид деятельности характеризуется необычными по длительности и. интенсивности физическими и психическими напряжениями, часто предельными для спортсмена. Как уже было отмечено, основной формой спортивной деятельности является соревнование. Наконец, продуктом и результатом этой деятельности должно явиться спортивное достижение (Гогунов Е.Н, Мертьянов Б.И., 2000).
Другие материалы:
Методы и методики исследования
Психология, как и другие науки, использует для сбора научной информации различные методы. Но специфика объекта исследования – психики человека – накладывает свой отпечаток и на возможности использования того или иного метода, и на его рез ...
Нарушения в развитии личности и поведении подростка.
Само слово «злоупотребление» означает, что это «употребление во зло», то есть причиняющее вред. Частые приемы больших количеств спиртного сказываются и на здоровье пьющего подростка, и на его физическом и психическом развитии, и на его уч ...
Проявление кризиса в
поведении ребенка
Один из главных симптомов [2,7,10,11] кризиса семи лет – кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт. В целом, все ...
Главные разделы