Спорт как фактор формирования самооценки

Страница 1

Не вызывает сомнения тот факт, что ведущая деятельность человека на­кладывает определённый отпечаток на его личностные особенности. В данном случае в качестве ведущей деятельности выступает спортивная и учебная. Многими авторами отмечается огромное влияние спорта на процесс формиро­вания личности (Богданова Д.Я., 1974; Медведев В.В., 1993; Попов А.Л., 2000; Пискун О.Е., Дроздов В.П., Пономарёв Н.И., 1994; Пуни А.Ц., 1973, 1980; и др.). Часто в литературе можно встретить утверждение, что спорт — лучшая школа развития разнообразных свойств личности от волевых (Медведев В.В.^ 1993; Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И., 2000) до эмоциональных (Дашкевич О.В., 1981, Ганюшкин А.Д., Бутузова Е.И., 1988). Это справедливо и для такого проявления личности спортсмена, как самооценка (Желателев Д.В., Реан А.А., 1999; Жилин СВ., 2003; Zion L.C., 1965).

Из исследованной по данному вопросу литературы отчётливо представ­ляется, что виды и механизмы формирования самооценки не имеют своей спе­цифики у спортсменов. Особенным может быть уровень выраженности, уро­вень адекватности и степень дифференцированности самооценки спортсменов. ( Жилин СВ., 2003; Лозовая В.Г., 2002,2003; Левит Л.З., 1988).

Под деятельностью, как категорийным понятием, понимается «динами-чесая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых проис­ходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализа­ция опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности» (Словарь-спавочник под ред. В.У. Агеевца, 1996, с. 87). Таким образом, ос­новными характеристиками деятельности являются предметность и субъек­тивность.

Любой вид деятельности осуществляется благодаря наличию психофи­зиологических механизмов, изложенных в концепции психофизиологии дви­жений Н.А. Бернштейна (1966), теории функциональных систем П.К. Анохи­на, а также научных представлений А.Р. Лурия о динамической локализации высших психических функций.

Учебная деятельность - процесс приобретения человеком умений, зна­ний и навыков, совершенствование и развитие своих способностей. Результа­том учебной деятельности является научение — приобретение человеком но­вых психологических качеств и свойств (Давыдов В.В., 1991; Леонтьев А.Н., 1983; Лингарт Й., 1970). Существует несколько видов научения: по механизму импринтинга (Лоренц К.), условно-ркфлекторное (Павлов И.П., ), оперантное, в том числе викарное и вербальное (Немов Р.С, 2000). Научение^ как деятель­ность осуществляется следующими интеллектуальными механизмами: формирование ассоциаций; подражание; различение и обобщение; инсайт; творчест­во. Требования, предъявляемые к учебной деятельности: мотивационное раз­нообразие; наличие гибкой и развитой структуры; разнообразие форм; совре­менные технические средства обучения.

Кроме того, учебная деятельность реализуется через фронтальную, ин­дивидуальную, непосредственную и опосредованную деятельность, а также через деятельность, организуемую по типу общения или сообщения. Сущест­вуют также групповые формы организации и проведения учебной деятельно­сти. Наиболее часто используемыми видами учебной деятельности являются по Р.С. Немову (2001) опрос, семинар, дискуссии.

Применительно к спортивной деятельности, можно сказать, что это осо­бая социально детерминированная форма психомоторной активности, разви­вающая и совершенствующая физические и психические качества человека в соответствии с целями и потребностями спорта.

Как известно, спорт - это одна из разновидностей деятельности, основ­ной формой которой является спортивное соревнование. Кроме того, спорт се­годня становится разновидностью профессиональной деятельности и может быть охарактеризован теми же психологическими категориями, такими, как труд, учение и игра (Немов Р.С, 2001). По мнению Б.Г. Ананьева (1986), мож­но выделить четыре стадии профессиональной деятельности, которые даже терминологически очень близки спортивной: подготовка, старт, кульминация и финиш. Как отмечает А.Ц. Пуни (1984), спортивная деятельность имеет и свою специфику. Прежде всего, предметом этой деятельности выступает че­ловек, увлечённый спортом. Профессиональная деятельность многих специа­листов - тренеров, судей, врачей и психологов - направлена на него. Однако, этот же человек (спортсмен) является ещё и объектом и субъектом спортивной деятельности. Это выражается в том, что вся деятельность спортсмена направ­лена на формирование собственных качеств, как физических, так и психиче­ских (Лозовая Г.В., 2003). Кроме того, этот вид деятельности характеризуется необычными по длительности и. интенсивности физическими и психическими напряжениями, часто предельными для спортсмена. Как уже было отмечено, основной формой спортивной деятельности является соревнование. Наконец, продуктом и результатом этой деятельности должно явиться спортивное дос­тижение (Гогунов Е.Н, Мертьянов Б.И., 2000).

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Секс как профилактика сердечнососудистых заболеваний
Относительно влияния секса на здоровье имеются самые противоположные точки зрения. «Секс полезен для здоровья. Чем больше секса, тем меньше опасность сердечнососудистых заболеваний, тем выше продолжительность жизни». На этот вывод наводя ...

Причины возникновения конфликтов
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений о ...

Сущность системного кризиса в психологии
Что воспринимается психологами, не удовлетворенными состоянием своей науки, в качестве основных симптомов ее кризиса? Во-первых, все то, что беспокоило их прежние поколения: отсутствие единой науки, дефицит устойчивого знания, обилие альт ...