1) вдохновение (деятельность воображения, возникновение идеи),
2) логическая обработка идеи, 3) выполнение творческого замысла.
Помимо этого, автор выделил следующие характеристики
научного творчества: сосредоточенность внимания на определенной теме, накопление и систематизация материала, обобщение и получение выводов.
Я.А.Пономарев в своих работах указал принципиальное отличие человеческого мышления от мышления «машинного» и подчеркнул, что для решения творческих задач в первую очередь требуется «способность действовать в уме».
Д.Б.Богоявленская выделяет в качестве единицы исследования творчества интеллектуальную активность; вводит понятия «креативной активности личности» как определенной психологической структуры, присущей креативному типу личности. Данный тип личности, по ее мнению, присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности[20].
Существует распространенное мнение о том, что творческий потенциал человека не может быть развит, возможно лишь его освобождение. Однако опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве[21].
Психологами также был выделен ряд условий, стимулирующих и способствующих развитию творческого мышления:
− ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
− создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности;
− стимулирование ответственности и независимости;
− акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.
При формировании творческого потенциала личности наиболее успешны те педагоги, которые делают акцент на использовании различных видов мышления (конвергентного, дивергентного, критического) и меньший – на запоминании.
Развивать творческое мышление – значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификацию, планирование, абстрагирование, и обладать такими характеристиками мышления, как критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, вариативность, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания.
Профессиональная подготовка будущего специалиста социально-культурной сферы формируется через участие в различных видах деятельности, что предполагает воспитание его профессионала, становление личности, обладающей знаниями, умениями и навыками. Перед специалистами таких профилей профессиональной деятельности ставятся задачи, которые не всегда можно решить традиционными путями, а требуется креативный подход. Раскрытию творческого потенциала способствует внеучебная деятельность, которая реализуется посредством привлечения студентов к участию в спортивных соревнованиях, фестивалях, концертах, в выставках, различного рода кружках и помогает студенту адаптироваться в тех или иных условиях,сраскрыть свои скрытые ресурсы.
Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамического равновесия.
Под психологической профессиональной адаптацией исследователь понимает процесс становления и сохранения динамического равновесия в системе «человек – профессиональная среда».
Предлагаются три критерия оценки психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности:
1) успешность деятельности (выполнение трудовых заданий, рост квалификации, необходимое взаимодействие с членами группы и другими лицами, оказывающее влияние на профессиональную эффективность);
Другие материалы:
Главные разделы