Условия развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории

Другая психология » Развитие памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории » Условия развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории

Страница 3

Во-вторых, кроме предъявленных ученикам правил, психологическая защищенность на уроках обеспечивается активным участием детей в организации деятельности на уроке.

Рефлексия, обсуждение с детьми, что им понравилось и не понравилось на уроке, что было новым для них, что они открыли нового в себе, обеспечивают взаимную ответственность за происходящее на уроке; задаются вопросы, направленные на взаимосвязь рефлексии детей и педагога: “Как вы думаете, а что мне понравилось (не понравилось) сегодня на уроке? Что удивило? Как вы это узнали?” [20, с.632].

На уроках русского языка сочетаются и чередуются разные виды деятельности, развивающие память младших школьников с нарушением интеллекта, поэтому ученики не устают и не скучают. Игровые формы на уроках русского языка, способствующие развитию памяти, снимают, предупреждают опасения детей, обеспечивают их уверенность в себе, стимулируют активность. Учитель “на равных” учувствует в играх. Прыгает и бегает, когда это требуется по роли, он делится с детьми своими чувствами: личностно открыт для них.

Показателем произвольности служат приемы запоминания. Сначала основным приемом запоминания является многократное прочитывание всего материала. Затем обучающиеся начинают чередовать прочитывание с произведением.

Важнейшим приемом осмысленного запоминания является деление текста на смысловые части. Членение на части обучающиеся используют при заучивании больших стихотворений, но часто допускают ошибку, разбивая стихотворение не по строфам, а по строкам.

Пути осмысливания запоминаемого различны. Так, для удержания в памяти какого-то текста, например, сказки, рассказа, большое значение имеет составление плана.

Обучающимся первого класса доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Позже картины заменяются перечнем основных мыслей: “О чем говориться в начале? На какие части можно разделить рассказ?”

Учителю в каждом конкретном случае нужно подсказывать младшим школьникам, каким образом разумнее заучивать тот или иной материал.

Нельзя думать, что всю тонкую и кропотливую работу можно свести к отдельным несложным приемам, обладающим магической силой решать педагогические проблемы. Успеха в развитии памяти достигнут те педагоги, которые сумеют пробудить у младших школьников интерес к учебе, к занятиям, стремлению к постоянному совершенствованию.

Этому способствуют дидактические виды работ и упражнения на уроках русского языка:

- диктанты, включая выборочный, свободный;

- игра “Живые слова”;

- веселые запоминалки;

- индивидуальные карточки с картинками;

- таблицы, алгоритмы;

- тренировочные “зарядки” над работой с предложением;

- русские народные скороговорки и чистоговорки;

- дидактические кроссворды;

- дидактические ребусы;

- задания “Послушаем звуки”;

- веселые стихи на уроках обучения грамоте;

- игровые упражнения на развитие эмоциональной памяти;

- дидактические сказки;

- памятки для обучающихся, учителей, родителей [28, с.79].

1. Диктанты с предварительной подготовкой по учебнику.

Обучающиеся объясняют, осознают содержание текста, орфографически проговаривают слова, объясняют написания.

2. Зрительный диктант. Текст, предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися. Учитель записывает его на доске. Ученики внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило. Можно эти правила повторить при зрительной подготовке к записи текста. Текст закрывается. Затем учитель диктует. После записи ученики сами проверяют написанное.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Чувство эмпатии и социализация личности
Эмпатия - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в е ...

Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в зарубежной психологии.
Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти – одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Исследования памяти в настоящее время заняты представители разных наук ...

Заключение.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Божович Л.А., Выготского Л.С., Коломенского Я.Л., Марковой Т.А., Пеньевской Л.А., Жуковской Р.И ...