Репродуктивное поведение

Страница 1

Репродуктивное поведение людей одного поколения на протяжении плодовитости определяет реальность рождаемого поколения.

Рождаемость в населении в определенный момент времени обусловлена репродуктивным поведением одновременно живущих поколений.

Репродуктивное поведение – это система действий и отношений, определяющих рождение или отказ от рождения ребёнка в браке или вне брака.

Термин «репродуктивное поведение» применяется, прежде всего, для обозначения тех действий и отношений, которые связаны с осуществлением полного репродуктивного цикла, последовательной сменой репродуктивных событий. Действия и отношения, препятствующие наступлению каждого звена репродуктивного цикла, составляют другую сторону репродуктивного поведения и традиционно обозначаются как «регулирование рождаемости», «планирование семьи». В теории репродуктивного поведения эти моменты иногда объединяются понятием «контрацептивное поведение».

Репродуктивное поведение имеет своим непременным условием физиологическую сторону деторождения – плодовитость. При нормальной плодовитости и таком репродуктивном поведении, при котором становится ненужным применение контрацепции и искусственных абортов, репродуктивный цикл развертывается последовательно и заканчивается живорождением.

При пониженной плодовитости затягивается наступление беременности, возможны спонтанные аборты и мертворождения, т.е. наблюдается неполнота цикла и живорождение может стать результатом одного полного цикла или нескольких предшествующих ему частичных циклов. При наступлении бесплодия репродуктивный цикл становится принципиально неполным, что всегда связано с отсутствием живорождений.

Типы репродуктивного поведения:

1) многодетное – потребность в пяти и более детях;

2) среднедетное – потребность в 3–4 детях;

3) малодетное – потребность не более чем в 2 детях.

4) Средне ожидаемое (планируемое) число детей характеризуется реальными намерениями, репродуктивными планами людей и семей с учетом конкретных обстоятельств.

Анализ структуры репродуктивного поведения личности и семьи позволяет понять, как складывается главный результат репродуктивного поведения – итоговое число рождений в конце репродуктивного периода жизни.

Среднее число детей в семье как показатель интенсивности деторождения позволяет оценивать уровень рождаемости в стране.

Репродуктивное поведение личности и семьи испытывает воздействие текущих условий жизни и условий прошлых лет.

Условия жизни непосредственно влияют на повседневные семейные ситуации, которые становятся условиями реализации потребности в детях.

Текущие условия определяют события репродуктивного цикла, а через детскую смертность – степень соответствия числа рождений числу имеющихся в семье детей.

Условия жизни прошлых лет определяют уровень индивидуальной потребности в детях, которая, как правило, остается неизменной на протяжении жизни одного человека.

Репродуктивные нормы в качестве внешнего средства ориентации репродуктивного поведения личности представляют собой принципы и образцы поведения, связанные с рождением определенного числа детей и принятые в различных социальных и социально-психологических группах. Изучение репродуктивного поведения производится с помощью социологических и социально-психологических методов при проведении выборочных опросов населения.

Прежде чем перейти к показателям рождаемости, необходимо указать основные источники информации о рождаемости.

Информация о рождаемости получается из разнообразных источников демографической статистики:

1) переписи населения;

2) текущий учет рождений специальными учреждениями;

3) выборочные обследования населения.

Важным источником информации служат переписи населения, в материалах которых содержатся сведения о числе рожденных и живых детей на момент переписи, их возрасте или датах рождения, а также о датах заключения и прекращения брака.

При наличии таких данных можно получить кумулятивные коэффициенты рождаемости в реальных поколениях, дающие подробную информацию об ее уровне и дифференциации по разным группам населения.

Хотя текущий учет и дает сведения о составе родившихся по характеристикам родителей, но измерить рождаемость можно, только сопоставив данные этого учета с данными переписи или текущей оценки численности тех или иных групп населения.

Измерение рождаемости производится с помощью коэффициентов и таблиц рождаемости. Рождаемость может быть описана системой качественных и количественных характеристик.

Качественные характеристики выделяют типы рождаемости, соответствующие различным историческим типам репродуктивного поведения и типам воспроизводства населения.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Воспитательная ценность русских народных сказок.
Воспитательная ценность народных сказок заключается ещё и в том, что в них запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие, природный ум, настойчивость, упорство достижение цели. Сказки воспитывают у детей гордость за сво ...

Роль отца в семье
В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше ...

Профессиональное самообразование
Образование специалиста по социальной работе – непрерывный процесс, причем базовое (институтское) должно рассматриваться как отправной пункт, важнейшая цель которого – формирование установки на самообразование, воспитание умений и навыков ...