Условия развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории

Другая психология » Развитие памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории » Условия развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории

Страница 4

3. Письмо по памяти проводят с целью закрепления слов с орфограммами, запоминание которых основано на зрительном восприятии. Оно требует тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько строк (можно стихотворный или прозаический), объясняет все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на еще не изученные правила (если есть в тексте). Заранее подготовленный текст самостоятельно записывается учащимися. После записи проводится проверка, дети сличают текст с написанным на доске.

4. Предупредительный диктант. Методика его проведения состоит в том, что учитель читает текст по предложениям. Ученик проговаривает слова и объясняет, как их написать. Слова и части слов, которые объяснялись, подчеркиваются. Можно одновременно записывать текст на доске и в тетради. При этом виде работы учащиеся воспринимают текст на слух, выделяют трудные слова в орфографическом отношении, решают, как их надо писать. Ошибки предупреждаются до записи текста.

5. Восстановленный диктант. Ученики выписывают из продиктованного текста определенные грамматические категории (глаголы, имена существительные и др.), а затем заново конструируют текст по выписанным из диктанта словам. Этот вид диктанта увеличивает степень активности и самостоятельности детей, так как хотя выписанные “опорные” слова и помогают запомнить прослушанное, но не дают возможности запомнить текст дословно и учащимся приходится самостоятельно создавать текст.

6. Диктант-игра “Кто больше запомнит”. Его впервые предложила Федоренко. Цель – совершенствование памяти, без чего невозможно развитие орфографических навыков школьников.

Учитель читает предложение один раз, а во время паузы между предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Здесь важно точное воспроизведение, а не количество записанных слов.

Практика показывает, что все эти упражнения положительно влияют на развитие детской памяти.

Младшим школьникам очень трудно запомнить правила русского языка. И для того, чтобы не обременить их ненужной зубрежкой, эффективным является упражнение – запоминалки на эти правила. Дети заинтересовываются ими и запоминают непроизвольно.

Для развития слуховой памяти эффективным являются задания, которые можно использовать на уроках обучения грамоте “Послушаем звуки”. Во время урока учитель говорит: “Ребята, сейчас в школе тихо, идут уроки, а умеем ли мы слушать тишину? Какие звуки мы можем услышать? Что они обозначают? Сядьте удобно, закройте глаза, послушайте окружающие звуки”. Минуты две, три дети вслушиваются в тишину, затем учитель предлагает сделать глубокий вдох, выдох, спокойно открыть глаза и вернуться к общей работе. Дети рассказывают, кто что слышал и как это понял, и тут обнаруживается, что последовательность и громкость, интенсивность звуков они запоминают по-разному. Это упражнение позволяет понизить порог слышимости (громко говорящие дети не воспринимают тихий голос) и готовит учеников к интерпретации длительной аудиозаписи [29, с.397].

Большое внимание нужно уделить решению кроссвордов, ребусов, шарад, исходя из того, что перебор вариантов в процессе отгадывания помогает устанавливать связи между словами, что влияет на освоение орфографии, словообразования и морфемики.

Младших школьников следует специально учить разгадыванию ребусов. Так как здесь необходимо умение удерживать в памяти части слова, одновременно осуществляя перебор вариантов. Сначала нужно брать короткие слова, а затем уже использовать сложные случаи, когда буква или рисунки предметов находятся над, под за, перед, с другими буквами, когда предмет на рисунке можно назвать разными словами. Также, с целью развития памяти на уроках русского языка подходят задания на придумывание предложения на каждую картинку, чтения стихотворения, отгадывания загадки на каждую картинку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Развитие самосознания.
Под самосознанием следует понимать процесс осознания своей личности, своего «Я», как физического, духовного и общественного существа. Самосознание – это знание и в тоже время отношение к себе как к определенной личности. Все стороны лично ...

Определение эмоционального состояния
В психологии принято разделять эмоции на низшие и высшие. К первым относят эмоциональные реакции, возникающие в связи с биологическими потребностями - чувством голода, жажды, половым влечением, оборонительным инстинктом. Переживание этих ...

Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина
А.А. Бодалев и В.В. Столин выделяют в работе семьей следующие фазы: 1. Фаза концентрации на ребенке. Цель этой фазы - дать понять ребенку, что в лице психолога он имеет сильную поддержку, и должен высказать свои проблемы. Во время первых ...