Типология конфликтов.

Страница 1

По степени остроты противоречий конфликты подразделяются на следующие виды: недовольство, разно­гласие, противодействие, вражда.

По проблемно-деятельному признаку различают конфликты управленческие, педагогические, производственные, экономические, творческие, политические и др.

По степени вовлеченности людей в конфликт выделяют межличностные (конфликты между двумя субъектами, пытающимися достичь противоположных целей), межгрупповые (конфликты между социальными группами), классовые, межгосударственные, межнацио­нальные (отличаются от межгосударственных тем, что в их основе лежит этнический признак).

Отдельно подлежит рассмотрению внутриличностный конфликт, то есть конфликт внутри самого субъекта, характеризующийся борь­бой равных по силе мотивов (борьба между «хорошо» и «отлично», «хочу», «могу» и «надо», желаниями и возможностями). В качестве примера можно привести бытовую ситуацию, в которой часто ока­зывается любой человек. Ранним утром вам необходимо встать с по­стели, чтобы успеть на работу.

Возникает вполне объяснимая дилем­ма, когда, с одной стороны, существует физиологическая потреб­ность в отдыхе, выражающаяся в желании еще поспать, а с другой стороны, при опоздании на работу ваши аргументы о необходимо­сти сна руководством подразделения приняты не будут. Человек становится перед конкретным выбором и, таким образом, вступает в конфликт со своими желаниями и возможностями.

По характеру объективной ситуации, противоречия и понима­ния его противоборствующими сторонами типология конфликтов та­кова: подлинный конфликт — случайный или условный — смещенный — неверно приписанный — латентный (скрытый) — ложный.

Большинство конфликтов между сотрудником ОВД и противо­действующими ему лицами возникают не в силу противоречия их личных целей и интересов, а в связи с выполнением сотрудником своих профессиональных обязанностей, своей социальной роли. Такие конфликты называются социально-ролевыми или просто ро­левыми.

В деятельности сотрудников органов внутренних дел конфликт может быть деловым — относиться к предметному содержанию конфликтного взаимодействия сотрудника и противодействующего ему лица; позиционным — направленным на изменение взаимоот­ношений участников конфликтного общения.

Конфликт выполняет следующие основные функции: конструк­тивную и деструктивную. При конструктивном конфликте оппо­нент не выходит за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Причина­ми конструктивных конфликтов, как правило, являются неблагопо­лучные условия работы, несовершенная система оплаты труда, не­ритмичность работы, упущения в технологии, сверхурочные работы, несоответствие прав и обязанностей, низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины и т.п.

Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не жела­ет учитывать интересы другой; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологи­чески подавить партнера, дискредитируя и унижая его.

Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъектив­ными причинами, к которым относятся неправильные действия ру­ководителя и подчиненных, а также психологическая несовмести­мость отдельных людей.

Конфликты могут выполнять и ряд других функций, среди ко­торых: сигнальная, диагностическая, восстановительная, зондирующая, регулятивная.

В повседневной жизни сложилось достаточно однозначное от­ношение к конфликтам как к негативным явлениям. Появление его рассматривается как симптом неблагополучных отношений.

Однако конфликт имеет и положительные аспекты:

· служит важным источником развития личности, группы, коллектива, межличностных отношений; позволяет им подняться на новую высоту, расширить и изменить сферу и способы взаимодействия;1

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Секс-мифы современной молодежи
АМЕРИКА. Юные американцы живут в одной из самых либеральных стран по отношению к сексу и получают гораздо больше сексуальной информации, чем их сверстники из других регионов мира. Тем не менее уровень сексуального образования американских ...

Восприятие лидера его группой
Лидер должен восприниматься как «один из нас». Изучение деловых биографий преуспевающих лидеров показывает, что лидер имеет определенные общие характеристики с членами группы. Поэтому он воспринимается как «один из нас», а не «пришелец». ...

Тренинг креативности как технология профилактики профессионального выгорания учителей
В настоящее время важное место среди исследований, посвященных проблеме выгорания, занимают работы, касающиеся труда учителя. Известно, что педагогическая деятельность обладает рядом особенностей (наличие большого числа стрессовых факторо ...