Особый интерес представляет природа конфликтов в системе ОВД. Рассмотрим основные их разновидности.
1. Конфликт новатора с консерватором. В основе конфликта лежит столкновение устремлений новатора и консерватора. Очевидно, что по своим личностным качествам новатор диаметрально противоположен консерватору. Цель новатора — неустанный поиск новых, наиболее рациональных методов работы и их внедрение в практику. Консерватор проповедует незыблемость устоявшихся методов и традиций. Любые новшества, по мнению консерватора, негативно отражаются на профессиональной деятельности сотрудников и на результатах труда в целом. Оказавшись на месте руководителя, консерватор тормозит развитие новых методов и воплощение идей новатора в жизнь, в результате чего последнему приходится вступать в борьбу за свою идею. Завязывается конфликт, от исхода которого зависит не только судьба этой проблемы, но и дальнейшее отношение новатора к исполнению своих служебных обязанностей.
При отрицательном результате в итоге может произойти психологический надлом личности новатора, когда работник, активно участвующий в жизни подразделения, становится пассивным исполнителем, потерявшим интерес к служебной деятельности. Вот почему конфликты подобного рода должны находиться в поле зрения руководства, а взаимоотношения между новатором и консерватором в подразделении привлекать внимание вышестоящего начальства.
2. Конфликты, возникающие на стыке деятельности смежных ведомств и коллективов, взаимодействующих в процессе решения общей проблемы. Зачастую такие конфликты происходят из-за стремления должностных лиц руководствоваться исключительно интересами своего ведомства. Особо следует выделить межведомственные конфликты в подразделениях ОВД.
Существует ряд факторов, отрицательно влияющих на процесс взаимодействия подразделений и служб правоохранительных органов. К ним относятся:
• недостатки в организационно-структурном построении ОВД (дублирование обязанностей и полномочий, недостаточно четкое распределение обязанностей);
• отсутствие или недостаточная разработанность нормативной базы взаимодействия;
• отсутствие показателей активности взаимодействия служб, системы стимулирования активности взаимодействия, стремления сотрудников различных служб получать выгоду от взаимодействия с другими службами;
• неравномерная загруженность работой сотрудников различных служб (уголовный розыск — кадровый аппарат);
• непродуманная система взаимного информирования сотрудников разных служб;
• предвзятое отношение руководителей различного ранга к другим службам;
• «ножницы» в профессиональной подготовленности сотрудников различных служб;
• отрицательные личностные качества некоторых сотрудников, осложняющие групповое взаимодействие: стремление к доминированию, агрессивность, деструктивный карьеризм, подобострастие, подхалимство;
• функциональный эгоцентризм — отклонение групповой направленности к решению узкофункциональных задач, игнорирование интересов других служб.
Преодолению функционального эгоцентризма способствуют диагностика и установление узкопрофессиональной направленности; правильная расстановка кадров; организация системы взаимоинформирования служб о своей деятельности; стимулирование сотрудничества работников, различных служб и совместная профессиональная подготовка.
3. Конфликты, возникающие из противоречия оценок и самооценок. Как правило, такие конфликты основываются на крушении надежд и ожиданий личности, несоответствии самооценки индивида и оценки, которую ему дают руководство и коллектив. По данной причине может произойти конфликт на почве противоречий между притязаниями сотрудника на определенную позицию и их неприятием руководством подразделения или коллективом сотрудников.
4. Вербальное воздействие сотрудника ОВД на своего собеседника может изменить позицию последнего и подтолкнуть к конфликтному взаимодействию. Человек, вступивший в контакт, реагирует не только на смысл слов, которые произносит сотрудник милиции, но и на то, как эти слова произносятся. Иными словами, собеседник всегда находится в вербальном и невербальном контактах со своим оппонентом. Беседа, носящая на первый взгляд безобидный характер, при наличии фраз, принижающих статус собеседника, обязательно приведет к конфликту. Например, вопрос: «У меня плохая дикция? Разве я невнятно говорю?» носит скрытый психологический подтекст: «Ты что, глуп?». Налицо попытка говорящего поднять свой статус, принизив при этом статус партнера. Внешнее проявление может быть явным и скрытым. Явные — грубость, демонстрация пренебрежения: «Не надо нервничать!», «Неужели вы не понимаете?». Скрытые — самоуверенность поведения, безапелляционность суждений, нарушения правил этикета.
Другие материалы:
Главные разделы