Ритмы профессиональной деятельности государственных служащих

В рамках проведения исследования роли временного фактора в организации профессиональной деятельности гражданских служащих применялись следующие методы: изучение нормативной документации (нормативных правовых актов, регулирующих деятельность служащих), наблюдение, структурированное интервью. В исследовании приняло участие 28 гражданских служащих федерального министерства.

Временная организация профессиональной деятельности гражданских служащих определяется разнообразными ритмами деятельности органов государственной власти. Среди них можно выделить общие ритмы (циклы функционирования) всех государственных органов. Помимо этого деятельность гражданских служащих жестко регламентируется системой сроков, отведенных на выполнение тех или иных поручений, закрепленных законодательно. Поручения имеют несколько уровней значимости, сложности и, как следствие, эмоциональной напряженности для гражданского служащего. Например, поручения Президента и Правительства являются приоритетными: срочными, важными (помечаются «красной бумажкой»), контрольными (устанавливается внутренний (более ранний) срок подачи готового документа на визу) и сложными (необходимо привлекать к работе несколько ведомств, соблюдать особый порядок работы с ними). Результат работы над поручением, как и само поручение, всегда зафиксирован официальным документом (с присвоением исходящего номера и указанием даты исполнения). Гражданский служащий как единица функционирования системы помещается в нее на определенных временных условиях: с ним заключается служебный контракт на неопределенный срок или срочный служебный контракт на срок от года до пяти лет (для категории должностей «руководители» и «помощники»). В служебном контракте прописаны режим служебного времени и времени отдыха, при этом, для высших и главных должностей устанавливается ненормированный служебный день, для остальных категорий – нормальная продолжительность служебного времени (не более 40 ч. в неделю, 5-тидневная рабочая неделя).

Жесткие временные рамки – система сроков и ритмов, закрепленных законодательно, - задают смысл деятельности гражданских служащих. Соблюдение сроков является показателем эффективности деятельности гражданского служащего. Как правило, степень важности и значимости поручения, санкции за их нарушение, и, как следствие, эмоциональная напряженность субъекта, обратно пропорциональна длительности указанного срока: чем отведенный на исполнение поручения срок меньше, тем оно важнее. Существующая система санкций и наказаний за несоблюдение сроков часто приводит к тому, что целью деятельности гражданских служащих становится не качественно выполнить поручение, а уложиться в установленные сроки. Понимая значимость поручений, гражданский служащий может выполнить поручение или «отписаться» в срок. Страх не успеть вовремя (в срок) является одним из основных мотивов профессиональной деятельности чиновника.

Ритмы сроки по смысловому значению противоположны друг другу: ритмичность вызывает у чиновников ощущение стабильности, а поручения (как новая задача, которая должна быть выполнена к определенному сроку), наоборот, вызывают эмоциональное напряжение и чувство неопределенности. При осуществлении деятельности гражданскому служащему приходится учитывать особенности и ритм деятельности других подразделений и ведомств, которые могут сильно отличаться в связи с возложенными на них полномочиями, типами решаемых задач, особенностями личности руководителя, принципами руководства и мотивации сотрудников, в том числе частотой и размерами денежных премий, видами неденежной мотивации гражданских служащих.

Другие материалы:

Техника применения проективных методик
Следует специально подчеркнуть, что практически все проективные методики обладают повышенным риском появления таких артефактов, как инструментальные ошибки и ошибки психодиагноста. Первый тип ошибок обусловлен тем, что нельзя наверняка пр ...

Защитные механизмы
В процессе переговоров, если используется манипуляция, неизменно один из участников оказывается в роли манипулируемого, что не всегда приятно. В такой ситуации оказаться довольно просто, так как заметить манипуляцию собой достаточно непро ...

Социально-педагогические аспекты развития личности
Важной категорией для понимания процесса развития ребенка во времени служит понятие социальной ситуации развития – определенного соотношения условий социальной среды и внутренних условий формирования личности. Развитие характеризуется на ...