Система психологической оценки прокурорских работников

Другая психология » Система психологической оценки прокурорских работников

Страница 2

Объектом исследования

выступают прокуроры, следователи, руководители органов прокуратуры, а также материалы их личных дел.

Предметом исследования

является профессиональная деятельность прокурорско-следственных работников, руководителей органов прокуратуры, а также их профессионально значимые психологические особенности.

Цельюнастоящей диссертационной работы является создание системы психологической оценки для прогнозирования профессиональной пригодности кандидатов на службу в органы прокуратуры и претендентов на руководящие должности в органах прокуратуры.

Для реализации указанной цели необходимо решение следующих задач:

- разработка методологических основ и программы построения системы психологической оценки для прогнозирования профессиональной пригодности кандидатов на службу в органы прокуратуры и претендентов на руководящие должности;

- проведение психологического анализа профессиональной деятельности прокуроров, следователей, руководителей органов прокуратуры и разработка ее профессиограммы;

- построение психограммы профессионально успешного и неуспешного прокурора, следователя, руководителя органов прокуратуры, разработка теоретических психологических критериев профессиональной пригодности;

- операционализация предложенных критериев и подбор комплекса методов и методик для эмпирической диагностики выделенных психических свойств и качеств;

- разработка независимых критериев оценки профессиональной успешности прокурорских работников;

- апробация разработанной модели психологической оценки, проверка ее валидности и возможности практического использования в ходе эмпирического исследования.

Поскольку целью настоящей работы является создание прикладной психотехнологии - системы психологической оценки кадров в органах прокуратуры для ее дальнейшей практической эксплуатации, то основная гипотеза исследования должна иметь вид, приближенный, скорее, к "техническому заданию" на разработку данной психотехнологии. То есть, другими словами, в ней должен быть сформулирован тот набор необходимых и достаточных требований и условий, выдвигаемых как со стороны науки, так и со стороны практики, которым данная система должна удовлетворять, чтобы эффективно решать поставленные перед нею задачи. С учетом изложенного основную гипотезу исследования можно сформулировать следующим образом.

Гипотеза исследования.

Подлежащая разработке система психологической оценки для прогнозирования профессиональной пригодности кандидатов на службу в органы прокуратуры, претендентов на руководящие должности в органах прокуратуры должна удовлетворять следующим научным и практическим требованиям.

- Научная обоснованность, обеспечивающая высокую валидность и достоверность получаемых результатов, точность прогноза профессиональной успешности конкретных кандидатов.

- Высокая надежность системы, защищенность ее от сбоев, случайных и систематических ошибок.

- Высокая селективная способность, позволяющая дифференцировать кандидатов по степени их профессиональной пригодности.

- Система оценки должна также отвечать конкретным организационным, материальным, финансовым и другим требованиям и условиям, временным ресурсам, с учетом которых осуществляется на практике психологическая оценка кадров в органах прокуратуры , (то есть данная система должна легко "встраиваться" в те виды кадровых мероприятий, где требуется прогнозирование профессиональной пригодности прокурорских работников, кандидатов на службу по психологическим критериям).

Методологические основы исследования.

В диссертационной работе использованы следующие методологические принципы:

- системного и деятельностного подходов к анализу труда прокуроров, следователей и руководителей органов прокуратуры;

- взаимосвязи и взаимообусловленности профессиональной деятельности и личности исполнителя;

- исторического подхода при анализе научных представлений о психологической специфике, содержании и структуре прокурорско-следственной деятельности, позволяющего выявить развитие данных представлений, сформулированных в рамках различных научных подходов;

- привлечения для реализации поставленных в исследовании задач понятий, категорий, принципов, разработанных в различных областях психологической науки. Данный методологический принцип, активно применявшийся в диссертационном исследовании, требует более подробного обсуждения и обоснования.

По своему содержанию настоящая работа имеет мультидисциплинарный характер. При теоретической и эмпирической разработке проблемы психологического отбора прокурорских работников привлекались знания из различных областей психологии: общей и социальной, психологии труда и управления, психодиагностики. Так, при анализе проблемы способностей автор опирался на труды К.М. Гуревича, В.С. Мерлина, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и других классиков отечественной психологии. Использованный в диссертации профессиографический подход широко освещался в работах Е.И.Гарбера, М.А.Дмитриевой, Е.М.Ивановой, А.А.Крылова, В.В.Кулагина и других. Вопросы психологии управления, в том числе в правоохранительных органах, изучались Ю.Н.Емельяновым, А.Л.Журавлевым, А.И.Китовым, А.Г.Ковалевым, В.Ф.Ломовым, А.Л.Свенцицким, А.М.Столяренко, А.В.Филипповым и другими авторами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Понятие «научение»
Прежде чем перейти к теории научения, рассмотрим понятие «научение». Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это – учение, научение, обучение. Наибол ...

Вывод
Обобщив теоретические положения и практические рекомендации, можно сделать вывод, что семейная психотерапия направлена прежде всего на: 1) Увеличение спонтанности высказываний членов семьи о своих желаниях, чувствах, идеалах, ценностях, ...

Понятие самопрезентации
Термин «самопрезентации», как и большинство понятий, имеет множество определений. В данном случае они содержатся в основном в психологических словарях и в специализированной литературе по имиджелогии и профориентологии. В педагогических, ...