Система психологической оценки прокурорских работников

Другая психология » Система психологической оценки прокурорских работников

Страница 1

Коренные социально-экономические и политические преобразования в стране, курс на построение правового государства, перестройка деятельности правоохранительных органов ставят новые, непростые задачи перед органами прокуратуры. Рост преступности, особенно ее тяжких форм, появление и распространение качественно новых видов преступлений значительно усложняют деятельность правоохранительных органов, ведут к увеличению нагрузки на следственный аппарат, требуют повышения качества прокурорского надзора. Новые функции, сформулированные в последней (1999 года) редакции Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", такие, как надзор за соблюдением Конституции (ст. 1), также вызывают необходимость совершенствования деятельности органов прокуратуры, и в частности ее кадрового обеспечения, разработки и проведения адекватной ситуации кадровой политики. Как отмечается в Концепции развития прокуратуры России на переходный период, "процесс реформирования прокуратуры должен сопровождаться адекватным решением кадровых проблем".

Среди различных направлений совершенствования кадровой политики центральное место занимает комплектование органов прокуратуры специалистами, в максимальной степени пригодными к правоохранительной деятельности; подбор квалифицированных кадров, их рациональная расстановка с учетом, с одной стороны, потребностей органов прокуратуры, а с другой - способностей, склонностей, индивидуальных особенностей и возможностей каждого работника; формирование резерва на руководящие должности из числа наиболее перспективных сотрудников. Существенную помощь в решении указанных задач может оказать научно обоснованная система психологической оценки при профессиональном отборе кандидатов на службу в органы прокуратуры и на выдвижение.

Необходимость психологической оценки кадров в органах прокуратуры обусловливается спецификой прокурорско-следственной деятельности, выдвигающей повышенные требования к психологическим качествам, свойствам личности прокурорского работника, включенного в сложные социально-правовые отношения; тяжестью последствий от ошибок, совершаемых в правоохранительной сфере, в результате которых могут ущемляться законные интересы, права граждан, государственных, общественных, хозяйственных организаций, подрываться авторитет правоохранительных органов.

Правовым основанием проведения психологического отбора кадров в органы прокуратуры является положение ст. 401 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (1995,: 1999): " .прокурорами и следователями могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование . и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности". К числу этих профессионально необходимых качеств помимо специальных знаний, умений и навыков относятся и определенные психические особенности, свойства личности. Лишь лица, в достаточной мере обладающие этими психологическими качествами, могут эффективно выполнять свои должностные обязанности. Таким образом, при профессиональном психологическом отборе в органы прокуратуры должны проводиться изучение и оценка данных свойств, на основании чего строится научно обоснованный прогноз профессиональной пригодности кандидатов к работе следователем, прокурором.

Актуальность и практическая необходимость психологической оценки кадров осознавались и руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по чьему прямому распоряжению разрабатывалась, апробировалась и внедрялась в практику система психологической оценки кандидатов на службу в органы прокуратуры и претендентов на руководящие должности в органах прокуратуры, представленная в данной работе.

Степень научной разработанности темы исследования.

Разработке научно обоснованной системы психологической оценки и отбора кадров в органы прокуратуры должно предшествовать психологическое изучение профессиональной деятельности различных категорий прокурорских работников. Данная проблема имеет длительную традицию изучения в русле юридической психологии. Так, еще в 60 - 80-х гг. в работах В.Л. Васильева, А.В. Дулова, М.И. Еникеева, А.Р. Ратинова, И.К. Шахриманьяна, Г.Г. Шиханцова и других авторов проводился психологический анализ работы следователя, выделялись основные особенности его труда, значимые для психологического изучения данной профессиональной деятельности. Ряд ученых (В.Л. Васильев, А.В. Дулов, Г.Г. Шиханцов и др.) предложили оригинальные профессиограммы и психограммы следователя, которые в последующие годы уточнялись и дополнялись новыми данными. Эти модели активно использовались при подготовке настоящей работы.

Однако ни один из указанных авторов в своих разработках не осуществил переход от концептуальной схемы, описывающей на теоретическом уровне профессионально значимые психологические особенности следователя, к системе отбора кадров, основанной на предложенной им модели. Другими словами, не был сделан следующий шаг, необходимый при создании подобной системы: операционалиэация указанных профессионально значимых психических свойств следователя до уровня эмпирических индикаторов, доступных непосредственному измерению и оценке. Таким образом, несмотря на глубокую теоретическую проработку данной проблемы, задача создания научно обоснованной системы психологического отбора кадров для органов прокуратуры до последнего времени оставалась нерешенной.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Самооценка дошкольника и условия ее формирования.
В психическом развитии человека, развитие и формирование умений играет важнейшую роль. Ценность личности человека измеряется в большей мере тем, что, как и для чего он умеет делать. Поэтому в содержании самосознания человека осознание им ...

Содержание работы руководителя и эффективный стиль руководства
Содержание работы руководителя Всю работу по управлению можно разделить на две части: управление деятельностью фирмы и управление людьми (персоналом). Руководитель должен иметь: широкое общее представление о положении дел за пределами с ...

Школа С.Л. Рубинштейна
Наряду с экспериментальной психологией в России в конце 19 - начале 20 веков развиваются и другие научные психологические направления. В этот период возникает несколько научных школ и направлений. Так в Грузии сформировалась известная пси ...