Кто они, подростки

Страница 2

Мальчики-подростки, в сущности, очень нуждаются в любви и дружбе родителей, однако не переносят внешних проявлений этих чувств. Они отрицательно относятся к ласке, могут резко обходиться с матерью, называющей их в присутствии других уменьшительно-ласковым именем, гладящей по голове или целующей, так как считают, что согласие на такое отношение к себе свидетельствовало бы об отсутствии у них мужских качеств. В период созревания мальчики познают роль, которую в соответствии со своим полом они будут выполнять в обществе. Причем вход в эту роль для них более труден, чем для девочек. Одна из причин этого – доминирование женщины в воспитании детей. Если же при этом в семье нет еще отца или его образа, то, юноше очень трудно становиться мужчиной.

Почти все родители подвергаются критической оценке своих подрастающих детей. Подростки замечают непоследовательность в поступках родителей и сурово оценивают расхождение между провозглашенными им принципами и тем, что они делают. Нередко, заметив, в поведении родителей лицемерие и ханжество, они не считают для себя обязательным соблюдение принципов, прививаемых им до этого времени родителями.

Некоторые психологи утверждают, что пик конфликтов детей с родителями приходится на период от 14 до 16 года жизни. Только 19 % девочек и мальчиков в этом возрасте определяют свои отношения с родителями как хорошие. В случае значительных конфликтов с ребенком родители должны пересмотреть свою систему воспитания. Нежелателен и недейственен в это период диктаторский метод воспитания, если поступки самих родителей далеки от совершенства. Родительский авторитет начинает колебаться. Мнение друга, сверстников становится важнее родительского.

С развитием признаков половой зрелости у подростков исчезают описанные выше формы поведения. Они становятся более энергичными, активными, начинают интересоваться жизнью в коллективе, лицами противоположного пола. Для них характерны уже эмоциональное самообладание, большое спокойствие, меньшая критичность по отношению к родителям, товарищам, более мотивированные действия. Заметно улучшается поведение, начинают преобладать положительные эмоции.

Появление вторичных половых признаков в большинстве случаев смущает подростков. В этот период подростки начинают считать себя взрослыми. Это убеждение формируется главным образом на основе внешних признаков (рост, как у взрослых, сходство с ними в строении тела, одежде) и ведет к усиленному требованию прав на свободу в решении вопросов о своем будущем, в выборе друзей, организации досуга и т.д. В то же время подростки продолжают быть зависимыми от родителей в материальном отношении, должны выполнять школьный режим, а это приводит к тому, что родители и учителя стараются удержать положение превосходства над ними. На этой почве могут возникать конфликты между взрослыми и подростками. Если вовремя не последует переход на более демократические отношения, конфликты эти могут принять весьма острые формы. Подростки тогда стараются изолироваться от родителей и установить более близкие отношения с товарищами, где их желание быть взрослыми полностью признается, даже если те и несколько старше по возрасту. Конечно, это не означает, что за подростками нужно признавать полные права взрослых. Следует, однако, проявлять по отношению к ним больше доверия и стараться находить общий язык на основе взаимного равенства и дискуссий, так как увеличение запретов и приказов приносит чаще всего отрицательные результаты, а порой приводит даже к срыву отношений с родителями.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Профессиональная адаптация: понятие, сущность, механизм
Проблема профессиональной адаптации рассматривается менеджерами, психологами, педагогами. Для того, чтобы сотрудник мог максимально эффективно использовать свои знания. Умения и опыт. ему необходимо уметь приспосабливаться к специфике орг ...

Как стимулировать развитие положительных эмоций у ребенка
Чтобы развивать эмоции, нужно учиться понимать малыша и удовлетворять его нужды. С самого рождения старайтесь распознавать разные эмоциональные реакции своего ребенка и определять, чем они были вызваны. Закрепляются те эмоции, которые пол ...

Нейронные и физико-химические теории памяти
Существует немало теорий, которые поддерживают воззрения о структурных или химических изменениях в самом мозге при накоплении им прижизненной информации. Запоминание и научение тесно связаны между собой. Даже простейшие формы научения ос ...