Особенности образа профессии в связи с уровнем креативности

Другая психология » Смена деятельности как средство оптимизации функционального состояния » Особенности образа профессии в связи с уровнем креативности

Каждое лето родители сталкиваются с проблемой отдыха своих детей. Очень часто они отправляют их в детские летние или оздоровительные лагеря, санатории или центры отдыха. На протяжении трех - четырех недель с детьми постоянно взаимодействуют вожатые, воспитатели, комиссары и т.д. Обычно в этой роли выступают не профессиональные педагоги, а студенты вузов. С одной стороны, это дает детям огромное преимущество: вожатые, которые еще совсем недавно сами были детьми, гораздо активнее, веселее, чем взрослые профессиональные педагоги. С другой стороны, довольно часто случаются ситуации, когда юноша или девушка, приезжая работать вожатым, не вполне точно представляет себе деятельность, которой он будет заниматься. Как правило, это связано с тем, что в большинстве лагерей, санаториев и центров отдыха не действуют постоянные педагогические коллективы. Вожатые набираются туда ежегодно случайным образом. Довольно часты ситуации, когда они даже не проходят никакой специальной подготовки: ни педагогической, ни психологической, ни медицинской. Таким образом, можно предположить, что у большинства будущих вожатых не сформирован адекватный образ профессии. Творчество занимает не последнее место в деятельности вожатого, поскольку он несет ответственность не только за жизнь и здоровье детей, но и за их досуг. Креативность зачастую рассматривается как одно из профессионально важных качеств вожатого, большинство авторов, да и сами вожатые отмечают необходимость творческого, креативного подхода к профессиональной деятельности. Вполне вероятно предположить, что вожатые с более высоким уровнем креативности будут гораздо более успешны как профессионалы, чем те, у которых уровень креативности не столь высокий. Успешность профессиональной деятельности, в свою очередь, оказывает значительное влияние на формирование образа профессии. Отсюда можно предположить, что лица с высоким уровнем креативности будут обладать некоторыми особенностями образа профессии вожатого, а именно, его большей дифференцированностью и большим количеством позитивных характеристик. Опыт практической деятельности показывает, что позитивным образом профессии вожатого могут обладать и лица с достаточно низким уровнем креативности. Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между теоретическими данными и опытом практической деятельности.

Целью данного эмпирического исследования является выявление особенностей образа профессии вожатого у лиц с разным уровнем креативности. В связи с поставленной целью выдвигается гипотеза:

о наличии некоторых особенностей образа профессии вожатого у лиц с разным уровнем креативности, а именно, образ профессии вожатого у людей с высоким уровнем креативности является более позитивным, т.е. обладает более высокой оценкой, активностью и силой, чем образ профессии людей с низким уровнем креативности; о наличии связи между характеристиками реального и идеального образа профессии вожатого у людей с низким уровнем креативности.

Базой исследования служил ДСОЛ «Ейск» (г. Ейск). В качестве объекта эмпирического исследования выступали студенты 1 – 4 Воронежского государственного университета. Общее количество испытуемых составило 67 человек. В данном исследовании нами был использован комплекс диагностических методик: методика личностного дифференциала (как вариант метода семантического дифференциала Ч. Осгуда), фигурный тест креативности П. Торренса, проективная методика «Рисунок профессии».

Анализируя, выявленные у испытуемых образы профессии вожатого, можно отметить, что большая часть испытуемых склонна позитивно оценивать себя как профессионала, обращая внимание, как на собственные достоинства, так и на недостатки. Что касается образа идеального вожатого, то большая часть испытуемых склонна оценивать его довольно позитивно – как человека активного, общительного, волевого, уверенного в себе. В то же время, большинство испытуемых относятся к вожатому-профессионалу достаточно критично, считают данную профессию непривлекательной. Результаты качественного анализа рисунков профессии дают возможность говорить о некоторых различиях в образе профессии вожатого у лиц с разным уровнем креативности. В частности, лица с высокими показателями разработанности по тесту П. Торренса обладают более детализованным, разработанным, богатым деталями образом профессии. Кроме того, отличается и оригинальность образа профессии, его наполненность позитивными характеристиками. Об этом свидетельствует более частое использование теплых цветов, таких как оранжевый, желтый, красный. Нам удалось установить, что существует связь между реальным и идеальным образом профессии вожатого, вне зависимости от уровня креативности: оригинальности и разработанности. По нашему мнению, подобные результаты могут быть связаны с тем, что фактор активности тесно связан с темпераментальными особенностями личности, в частности с ее экстравертированностью – интравертированностью. Поскольку данные характеристики имеют скорее врожденный, либо приобретенный в ранние годы жизни, они, вероятно, являются более устойчивыми, чем те, которые описываются факторами силы и оценки. Кроме того, важно обратить внимание на то, что в исследовании принимали участие испытуемые, уже имевшие опыт работы вожатыми. Поэтому вполне вероятно, что на оценку ими самого себя и идеального профессионала оказал влияние индивидуальный стиль деятельности, который у них сложился. Возможно, именно поэтому экстравертированные, общительные испытуемые более склонны считать и саму профессию, и идеального профессионала человеком активным, общительным, достаточно импульсивным. В то же время вожатые обладающие скорее интравертированными чертами, более склонны оценивать идеального профессионала как человека уравновешенного, спокойного, с устойчивыми эмоциональными реакциями. Таким образом, выдвинутая нами эмпирическая гипотеза частично подтвердилась. Мы можем сделать вывод о наличии некоторых различий в образе профессии вожатого в связи с уровнем креативности, однако различия эти проявляются скорее на неосознаваемом уровне.

Другие материалы:

«Теория инвестирования» Р. Стернберга
Одной из последних по времени возникновения концепций креативности является так называемая «теория инвестирования», предложенная Р. Стернбергом и Д. Лавертом. Эти авторы считают креативным такого человека, который стремится и способен «по ...

Бихевиоральная школа психологии.
Отличную от этой методику предлагает бихевиоральная школа психологии. Как уже говорилось выше, основным предметом исследования бихевиоральной школы является внешнее поведение. Внутренние аспекты человеческой души почти не рассматриваются ...

Самовоспитание и его роль в развитии личности
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как ...