Особенности образа профессии в связи с уровнем креативности

Другая психология » Смена деятельности как средство оптимизации функционального состояния » Особенности образа профессии в связи с уровнем креативности

Каждое лето родители сталкиваются с проблемой отдыха своих детей. Очень часто они отправляют их в детские летние или оздоровительные лагеря, санатории или центры отдыха. На протяжении трех - четырех недель с детьми постоянно взаимодействуют вожатые, воспитатели, комиссары и т.д. Обычно в этой роли выступают не профессиональные педагоги, а студенты вузов. С одной стороны, это дает детям огромное преимущество: вожатые, которые еще совсем недавно сами были детьми, гораздо активнее, веселее, чем взрослые профессиональные педагоги. С другой стороны, довольно часто случаются ситуации, когда юноша или девушка, приезжая работать вожатым, не вполне точно представляет себе деятельность, которой он будет заниматься. Как правило, это связано с тем, что в большинстве лагерей, санаториев и центров отдыха не действуют постоянные педагогические коллективы. Вожатые набираются туда ежегодно случайным образом. Довольно часты ситуации, когда они даже не проходят никакой специальной подготовки: ни педагогической, ни психологической, ни медицинской. Таким образом, можно предположить, что у большинства будущих вожатых не сформирован адекватный образ профессии. Творчество занимает не последнее место в деятельности вожатого, поскольку он несет ответственность не только за жизнь и здоровье детей, но и за их досуг. Креативность зачастую рассматривается как одно из профессионально важных качеств вожатого, большинство авторов, да и сами вожатые отмечают необходимость творческого, креативного подхода к профессиональной деятельности. Вполне вероятно предположить, что вожатые с более высоким уровнем креативности будут гораздо более успешны как профессионалы, чем те, у которых уровень креативности не столь высокий. Успешность профессиональной деятельности, в свою очередь, оказывает значительное влияние на формирование образа профессии. Отсюда можно предположить, что лица с высоким уровнем креативности будут обладать некоторыми особенностями образа профессии вожатого, а именно, его большей дифференцированностью и большим количеством позитивных характеристик. Опыт практической деятельности показывает, что позитивным образом профессии вожатого могут обладать и лица с достаточно низким уровнем креативности. Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между теоретическими данными и опытом практической деятельности.

Целью данного эмпирического исследования является выявление особенностей образа профессии вожатого у лиц с разным уровнем креативности. В связи с поставленной целью выдвигается гипотеза:

о наличии некоторых особенностей образа профессии вожатого у лиц с разным уровнем креативности, а именно, образ профессии вожатого у людей с высоким уровнем креативности является более позитивным, т.е. обладает более высокой оценкой, активностью и силой, чем образ профессии людей с низким уровнем креативности; о наличии связи между характеристиками реального и идеального образа профессии вожатого у людей с низким уровнем креативности.

Базой исследования служил ДСОЛ «Ейск» (г. Ейск). В качестве объекта эмпирического исследования выступали студенты 1 – 4 Воронежского государственного университета. Общее количество испытуемых составило 67 человек. В данном исследовании нами был использован комплекс диагностических методик: методика личностного дифференциала (как вариант метода семантического дифференциала Ч. Осгуда), фигурный тест креативности П. Торренса, проективная методика «Рисунок профессии».

Анализируя, выявленные у испытуемых образы профессии вожатого, можно отметить, что большая часть испытуемых склонна позитивно оценивать себя как профессионала, обращая внимание, как на собственные достоинства, так и на недостатки. Что касается образа идеального вожатого, то большая часть испытуемых склонна оценивать его довольно позитивно – как человека активного, общительного, волевого, уверенного в себе. В то же время, большинство испытуемых относятся к вожатому-профессионалу достаточно критично, считают данную профессию непривлекательной. Результаты качественного анализа рисунков профессии дают возможность говорить о некоторых различиях в образе профессии вожатого у лиц с разным уровнем креативности. В частности, лица с высокими показателями разработанности по тесту П. Торренса обладают более детализованным, разработанным, богатым деталями образом профессии. Кроме того, отличается и оригинальность образа профессии, его наполненность позитивными характеристиками. Об этом свидетельствует более частое использование теплых цветов, таких как оранжевый, желтый, красный. Нам удалось установить, что существует связь между реальным и идеальным образом профессии вожатого, вне зависимости от уровня креативности: оригинальности и разработанности. По нашему мнению, подобные результаты могут быть связаны с тем, что фактор активности тесно связан с темпераментальными особенностями личности, в частности с ее экстравертированностью – интравертированностью. Поскольку данные характеристики имеют скорее врожденный, либо приобретенный в ранние годы жизни, они, вероятно, являются более устойчивыми, чем те, которые описываются факторами силы и оценки. Кроме того, важно обратить внимание на то, что в исследовании принимали участие испытуемые, уже имевшие опыт работы вожатыми. Поэтому вполне вероятно, что на оценку ими самого себя и идеального профессионала оказал влияние индивидуальный стиль деятельности, который у них сложился. Возможно, именно поэтому экстравертированные, общительные испытуемые более склонны считать и саму профессию, и идеального профессионала человеком активным, общительным, достаточно импульсивным. В то же время вожатые обладающие скорее интравертированными чертами, более склонны оценивать идеального профессионала как человека уравновешенного, спокойного, с устойчивыми эмоциональными реакциями. Таким образом, выдвинутая нами эмпирическая гипотеза частично подтвердилась. Мы можем сделать вывод о наличии некоторых различий в образе профессии вожатого в связи с уровнем креативности, однако различия эти проявляются скорее на неосознаваемом уровне.

Другие материалы:

Заключение.
Психология изучает закономерности психического развития человека. Без знания основных этапов эволюции и развития психики невозможно знание научных основ психологии. Невозможно понять, как и под влиянием чего формируется сознание человека ...

Речь
Явлениям речи и общения в учебниках по психологии до сих пор не найдено обоснованного места. Многие годы тема «Речь» излагалась в системе познавательных процессов вслед за темой «Мышление». Такая логика ставила речь в зависимость от мышле ...

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста.
Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников ...