Расстройство личности

Другая психология » Расстройство личности

Страница 1

РАССТРОЙСТВО СОЗНАНИЯ - принципиально не болезненное затемнение или сужение сознания, напр. глубокий сон, галлюцинации, гипнотические и постгипнотические состояния, тяжелое переутомление, в редких случаях - состояние аффекта. Как и патологические психические расстройства, слабоумие или другие тяжелые психические отклонения, может вести к исключению или уменьшению уголовно-правовой ответственности. Р.с. значимо в уголовно-правовом смысле только в том случае, когда оно наступило к моменту преступления и явилось причиной наказуемого действия (бездействия). При этом должен быть нарушен процесс формирования воли. В большинстве случаев этому сопутствует потеря памяти.

Расстро́йство ли́чности (Ли́чностное расстро́йство, устар. психопа́тия [от греч. ψυχή, psyche — душа и πάθος, pathos — болезнь]) — вид психического расстройства в клинической психологии и психиатрии. Тяжелое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций индивидуума, вовлекающее обычно несколько сфер личности и почти всегда сопровождающееся личностной и социальной дезинтеграцией. Личностное расстройство возникает обычно в позднем детстве или подростковом возрасте и продолжает проявляться в периоде зрелости. Поэтому диагноз личностного расстройства вряд ли адекватен до 16-17-летнего возраста. [1]

Термин "расстройство личности" заменил собой устаревший термин "психопатия", использовавшийся российскими психиатрами до официального перехода на МКБ-10. В отличие от расстройств личности, психопатии обычно считались "обусловленными врожденной неполноценностью нервной системы, вызванной факторами наследственности, вредностями, воздействующими на плод, родовой травмой и т. п."[2] В определении расстройства личности подход несколько смягчён, и о его происхождении ничего не говорится, что скорее всего связано с разногласиями между сторонниками различных теорий

Отражение окружающей действительности в сознании человека начинается с ощущений, возникающих в результате воздействия раздражителей на соответствующие рецепторы или периферические отделы анализаторов. В зависимости от этого ощущения подразделяются на ряд разновидностей. Прежде всего, выделяются экстероцептивные — зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и др. — ощущения, доставляющие нам сведения об окружающем мире. Интероцептивные ощущения имеют своим истоком внутренние органы, полости тела и, при отсутствии там патологических изменений, не достигают активного поля сознания, остаются на субсенсорном уровне. Проприоцептивные ощущения, доставляющие нам сведения о положении нашего тела в пространстве (статотонические проприоцептивные ощущения) и о совершаемых движениях (кинестетические ощущения), напротив, всегда переживаются определенно. Их истоком являются мышцы, связки, суставы и кости, т. е. органы опорно-двигательного аппарата и, при отсутствии там травм и иных патологических изменений, также не захватывают поля сознания.

Вполне естественно, что наибольшее значение на этом — начальном этапе познавательного процесса для человека, как существа социального, имеют экстероцептивные ощущения, обращенные во внешний мир и закладывающие основы его познания, в мир сложных отношений, как на предметном, так и на более высоком — социальном уровне в микроколлективе и в обществе. И отсутствие в сознании интероцепции и только "фоновое" участие проприоцепции у здорового субъекта освобождает поле сознания для наиболее глубокого познания окружающей человека природной и социальной среды, в чем, собственно, и состоит особое приспособительное значение такого соотношения экстеро-цептивных ощущений, с одной стороны, и интеро- и проприоцептивных — с другой. Физиологической основой ощущений является деятельность подкорковых мозговых структур и первой сигнальной системы коры головного мозга.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Диагностика межличностных отношений в школе
Межличностные отношения в школе обычно рассматриваются в виде “треугольника”: учителя – ученики – родители. Иногда “треугольник” превращается в “многоугольник”. Социально-психологический подход к анализу межличностных отношений в школе пр ...

Виды речевых коммуникаций
Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальну ...

Фактор физического Я-образа, влияющий на становление самооценки.
Анализ литературы показывает, что у физически неполноценных людей отмечаются существенные проблемы в сфере межлич­ностного восприятия и общения, а также трудности самоприня­тия. А. Стункарт и М. Мендельсон на основе интервьюирова­ния 94 ч ...