Взаимосвязь саморегуляции в учебной деятельности и успеваемости младших школьников

Другая психология » Саморегуляция в учебной деятельности младших школьников » Взаимосвязь саморегуляции в учебной деятельности и успеваемости младших школьников

Страница 5

Рассмотрим теперь характер корреляционной зависимости, полученной в результате сопоставления количественных показателей самоконтроля и успеваемости учащихся. Корреляционный анализ полученных экспериментальных данных выявил статистически значимую корреляционную зависимость успеваемости от уровня сформированности пооперационного самоконтроля (см. Приложение 2). Это подтверждается и количественной обработкой данных, которые представлены в таблице 2 (см. Приложение 1). Из таблицы видно, что среди хорошо успевающих школьников 78% характеризуются высоким уровнем пооперационного самоконтроля; 22% учащихся характеризуются средним уровнем самоконтроля. Среди среднеуспевающих школьников 13% характеризуются высоким уровнем пооперационного самоконтроля; 41% находится на среднем уровне пооперационного самоконтроля; 46% школьников имеют низкий уровень самоконтроля. Слабо успевающие школьники все находятся на низком уровне пооперационного самоконтроля.

Мы исследовали несколько параметров саморегуляции (способность к волевым усилиям, способность к самоконтролю в поведении и учебной работе, способность младших школьников к рефлексивному контролю).

Анализ выполнения заданий, направленных на исследование параметров саморегуляции показал, что дети с хорошей успеваемостью дают лучшие результаты (см. Приложение 1).

При анализе характера ошибок обращает на себя внимание факт, что в группах хорошо и средне успевающих детей, преобладают ошибки с последующей самокоррекцией, в то время как дети с низкой успеваемостью чаще всего не замечают и не исправляют своих ошибок.

Статистической обработке были подвергнуты как бальные оценки по отдельным пробам, так и суммарный бал, использование которого позволяет, на наш взгляд, более полно и точно охарактеризовать саморегуляцию у ребенка и избежать влияния случайных ошибок, что особенно важно в работе с детьми.

Корреляционный анализ показал, что существует значимая зависимость между успеваемостью и результатами по методике «нерешаемая задача», методике «игрушечный язык» и «методике поправок». Наиболее значимая корреляционная зависимость выявлена с «методикой поправок» (0,65) и методикой «игрушечный язык» (0,64).

Таким образом, количественный и качественный анализ экспериментальных данных указывает на то, что саморегуляция наиболее сформирована у хорошо успевающих школьников. Трудности регуляции и контроля оказались максимально выраженными у детей с низкой успеваемостью.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другие материалы: