Взаимосвязь саморегуляции в учебной деятельности и успеваемости младших школьников

Другая психология » Саморегуляция в учебной деятельности младших школьников » Взаимосвязь саморегуляции в учебной деятельности и успеваемости младших школьников

Страница 4

Результаты статистического анализа данных позволяют говорить о тесной связи уровня рефлексивного контроля и успеваемостью (см. Приложение 2). Это видно и из количественного анализа данных, представленного в таблице 2 (см. Приложение 1). Из этой таблицы видно, что у хорошо успевающих школьников в основном хорошо развитый рефлексивный контроль (77% детей имеют высокий уровень), и лишь 23% учащихся имеет средний уровень рефлексивного контроля. У средне успевающих школьников больше половины (60%) учащихся имеют средний уровень рефлексивного контроля, всего 6% учащихся обладают высоким уровнем рефлексивного контроля и 34% учащихся характеризуются низким уровнем рефлексивного контроля.

Для того чтобы установить уровень сформированности у школьников контрольно-оценочных действий была использована «методика поправок». Об уровне сформированности самоконтроля мы судили по умению учащихся вносить реальные поправки в свою работу. Высокий уровень самоконтроля имели учащиеся, которые вносили от 24-30 поправок (при общем количестве ошибок 30), средний уровень самоконтроля имели учащиеся, которые вносили от 17 до 23 поправок, и низкий уровень самоконтроля характеризовал учащихся, которые вносили менее 17 поправок.

Как уже отмечалось ранее, «методика поправок» позволяла не только проследить за теми изменениями, которые происходили при проверке законченной работы, т.е. определить уровень сформированности итогового самоконтроля, но и выявить те исправления, которые вносили учащиеся по ходу выполнения задания, т.е. определить уровень сформированности пооперационного самоконтроля, который является более сложным образование.

В ходе эксперимента были выявлены следующие особенности пооперационного самоконтроля школьников, который характеризуется количеством и качеством тех исправлений, которые учащиеся вносили в свою работу непосредственно по ходу ее написания.

По ходу написания своего текста школьники обнаруживали 64,8% всех допущенных в нем ошибок. Высоким уровнем сформированности пооперационного самоконтроля характеризуется 31% учащихся, на среднем уровне находятся 28% учащихся, и низкий уровень, его имеют 41% детей.

Качественный анализ показал, что основное внимание в ходе пооперационного самоконтроля школьники уделяли исправлению орфографических ошибок, меньше внимания они уделяли подбору лексики, более точно выражающей замысел и исправлению грамматических ошибок, часто связанных с нарушением связи согласования и управления в предложении.

Также были выявлены довольно интересные особенности итогового самоконтроля школьников. При проверке своего текста школьники обнаруживали всего 3,3% всех допущенных ошибок. Качественный анализ исправлений, сделанных учащимися показывает следующее. При проверке собственной работы, дети уделяли значительное внимание подчеркиванию помарок, уже сделанных ими исправлений, но очень редко исправляли грамматические ошибки (6,3%). И что особенно интересно, 38% учащихся вообще не используют в своей работе итоговый самоконтроль. А у тех учащихся, которые применяли итоговый самоконтроль, он был на очень низком уровне, и составил всего 5% по сравнению с показателями пооперационного самоконтроля. Интересны и данные о соотношении итогового и пооперационного самоконтроля. Так, например, из учащихся, имеющих высокий уровень пооперационного самоконтроля, всего 22% школьников используют итоговый самоконтроль, из учащихся, имеющих средний уровень пооперационного самоконтроля 28% школьников используют итоговый самоконтроль в своей работе, а из учащихся, имеющих низкий уровень пооперационного самоконтроля 50% школьников используют итоговый самоконтроль в своей работе.

Данные об относительной несформированности итогового самоконтроля по сравнению с пооперационным самоконтролем можно объяснить тем, что учитель просто не развивает у учащихся навыков итогового самоконтроля.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Специфика профессиональной адаптации молодых специалистов
Обычно при профессиональной деятельности на человека воздействует комплекс факторов адаптогенных факторов, специфика, интенсивность и продолжительность которых определяются содержание профессиональной деятельности и условиями среды, в кот ...

Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста
Ребенок стал школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые обязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание, прино ...

Феномен сегрегации государственного учреждения
Рассмотренное А.А. Темкиной понятие гендерного контракта разрабатывалось для описания доминантных типов отношений между полами и их динамики. Контракт описывается как правила взаимодействия, права и обязанности, определяющие разделение тр ...