Взаимосвязь саморегуляции в учебной деятельности и успеваемости младших школьников

Другая психология » Саморегуляция в учебной деятельности младших школьников » Взаимосвязь саморегуляции в учебной деятельности и успеваемости младших школьников

Страница 4

Результаты статистического анализа данных позволяют говорить о тесной связи уровня рефлексивного контроля и успеваемостью (см. Приложение 2). Это видно и из количественного анализа данных, представленного в таблице 2 (см. Приложение 1). Из этой таблицы видно, что у хорошо успевающих школьников в основном хорошо развитый рефлексивный контроль (77% детей имеют высокий уровень), и лишь 23% учащихся имеет средний уровень рефлексивного контроля. У средне успевающих школьников больше половины (60%) учащихся имеют средний уровень рефлексивного контроля, всего 6% учащихся обладают высоким уровнем рефлексивного контроля и 34% учащихся характеризуются низким уровнем рефлексивного контроля.

Для того чтобы установить уровень сформированности у школьников контрольно-оценочных действий была использована «методика поправок». Об уровне сформированности самоконтроля мы судили по умению учащихся вносить реальные поправки в свою работу. Высокий уровень самоконтроля имели учащиеся, которые вносили от 24-30 поправок (при общем количестве ошибок 30), средний уровень самоконтроля имели учащиеся, которые вносили от 17 до 23 поправок, и низкий уровень самоконтроля характеризовал учащихся, которые вносили менее 17 поправок.

Как уже отмечалось ранее, «методика поправок» позволяла не только проследить за теми изменениями, которые происходили при проверке законченной работы, т.е. определить уровень сформированности итогового самоконтроля, но и выявить те исправления, которые вносили учащиеся по ходу выполнения задания, т.е. определить уровень сформированности пооперационного самоконтроля, который является более сложным образование.

В ходе эксперимента были выявлены следующие особенности пооперационного самоконтроля школьников, который характеризуется количеством и качеством тех исправлений, которые учащиеся вносили в свою работу непосредственно по ходу ее написания.

По ходу написания своего текста школьники обнаруживали 64,8% всех допущенных в нем ошибок. Высоким уровнем сформированности пооперационного самоконтроля характеризуется 31% учащихся, на среднем уровне находятся 28% учащихся, и низкий уровень, его имеют 41% детей.

Качественный анализ показал, что основное внимание в ходе пооперационного самоконтроля школьники уделяли исправлению орфографических ошибок, меньше внимания они уделяли подбору лексики, более точно выражающей замысел и исправлению грамматических ошибок, часто связанных с нарушением связи согласования и управления в предложении.

Также были выявлены довольно интересные особенности итогового самоконтроля школьников. При проверке своего текста школьники обнаруживали всего 3,3% всех допущенных ошибок. Качественный анализ исправлений, сделанных учащимися показывает следующее. При проверке собственной работы, дети уделяли значительное внимание подчеркиванию помарок, уже сделанных ими исправлений, но очень редко исправляли грамматические ошибки (6,3%). И что особенно интересно, 38% учащихся вообще не используют в своей работе итоговый самоконтроль. А у тех учащихся, которые применяли итоговый самоконтроль, он был на очень низком уровне, и составил всего 5% по сравнению с показателями пооперационного самоконтроля. Интересны и данные о соотношении итогового и пооперационного самоконтроля. Так, например, из учащихся, имеющих высокий уровень пооперационного самоконтроля, всего 22% школьников используют итоговый самоконтроль, из учащихся, имеющих средний уровень пооперационного самоконтроля 28% школьников используют итоговый самоконтроль в своей работе, а из учащихся, имеющих низкий уровень пооперационного самоконтроля 50% школьников используют итоговый самоконтроль в своей работе.

Данные об относительной несформированности итогового самоконтроля по сравнению с пооперационным самоконтролем можно объяснить тем, что учитель просто не развивает у учащихся навыков итогового самоконтроля.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Особенности самооценивания в подростковом возрасте
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношен ...

Последствия развода для детей
Супруги могут жить в атмосфере, в которой преобладают настроения к разводу. В прошлые времена действовали такие противоразводные факторы, как отрицательное отношение общества к разводу и предосудительное отношение к разведенным лицам. В н ...

Внешний облик подростка
Внешний облик – предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности. Подростку предстоит в сфере развития его самосознания приспособиться к своему телесному, физическому облику. От отрицания себя телесного через кризисные ...