Развитие психики в филогенезе и онтогенезе

Другая психология » Развитие психики в филогенезе и онтогенезе

Страница 2

Деятельность человека имеет сложную структуру. Она состоит из нескольких уровней:

Ø верхний уровень – уровень особых видов деятельности;

Ø уровень действий;

Ø уровень операций;

Ø самый низший уровень – уровень психофизиологических функций.

Действие – основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на достижение цели.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия:

Ø сенсорные (действия по восприятию объектов);

Ø моторные (двигательные действия);

Ø волевые;

Ø мнемические (действия памяти);

Ø внешние предметные (направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира);

Ø умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные).

Говоря о том, что человек осуществляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами действия. Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.

Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта:

Ø сенсорный момент реакции – процесс восприятия;

Ø центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;

Ø моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения;

Ø сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представления о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движения с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация – это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.

Экстериоризация – это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

Развитие психики в филогенезе

Понятие "филогенез" в психологии в самом широком смысле рассматривается как процесс возникновения и исторического психики и поведения животных, в более узком — как процесс и исторического развития форм сознания в ходе истории человечества.

Самый общий ответ на вопрос об историческом возникновение психики следующий: психика — результат движения, изменения, р вития материи. Хорошо известно, что движение есть способ материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне ей присущее. существует материи неподвижной, неизменной, пребывающей в абсолютном покое.

С другой стороны, вся материя, в том числе и неживая, обладает всеобщим качеством — отражением. Под отражаем понимается способность материи отвечать на воздействия. Фон отражения зависят от форм существования материи.

В неживой материи движение может быть механическим, или химическим. В соответствии с этим и формы отражены выступающие в виде взаимодействия, будут механические, физические, химические.

Для живой материи характерны качественно новые формы и соответственно новые, биологические формы отражения этапе развития живой материи возникает психика как новая форма отражения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Особенности развития памяти младших школьников
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Как уже указывалось, суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознател ...

Основные течения философско-психологической мысли средневековья
1. Схоластика как форма философствования. После Библейского послания все философско-психологические учения разделяются на 3 группы: 1) ищущие различия двух сфер - разума и веры; 2) философствующие "вне веры и против веры"; 3) ...

Начальный этап становления личности ребенка 3-7 лет.
Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совер ...