Развитие психики в филогенезе и онтогенезе

Другая психология » Развитие психики в филогенезе и онтогенезе

Страница 4

Более полное и точное приспособление к условиям жизни навыки, приобретенные в жизни животного.

Навык — действия животного, сформировавшиеся в процессе его индивидуальной жизни.

Навык формируется у животных методом проб и ошибок кратное повторение какого-нибудь действия и получение подкрепления при достижении результата приводят к закреплению соответствующей реакции или поведения. .Навык — изменяющаяся форма поведения животных. Без подкрепления он постепенно исчезает. В развитии психики животных навыки имеют важное значение. Ощущения и восприятия становятся более разнообразными. Это обусловлено необходимостью формирования навыка сложные и незначительные внешние воздействия. Формируется способность отражать в своих ощущениях и не только сами предметы и их свойства, но и отношения между и ми предметами. Появляется "рефлекс на отношение" (предметов, их перемещение, различие в величине, окраске и т.п.) Появляется способность представления — сохранения в памяти тех предметов и явлений, с которыми животное имело дело жизни Постепенно начинает развиваться способность обобщения. Это очень важный факт в развитии животных. Такая позволяет переносить сформированные операции из одного вия на другие, сходные.

Существует тесная связь между навыками и инстинктами. Наиболее успешно вырабатываются навыки, соответствующие инстинкт С другой стороны, навыки влияют на инстинкты, часто даже их. Хорошо дрессированная собака берет пищу только из хозяина. Навык подавляет один из сильнейших инстинктов В процессе эволюционного развития навыки, соответствующие жизни многих поколений животных, постепенно закрепляя и превращаются в наследуемые формы поведения. Считается, именно в этом и проявляется естественный отбор, обеспечивают приспособление животных к существующим условиям жизни. Необходимо отметить, что навыки могут существенно отличаться от друга.

Одни из них по своему автоматизму приближаются, инстинктам, а другие к интеллектуальным проявлениям. Интеллектуальные действия животного — такие действия, на основе отражения сложных отношений между отдельными животное решает задачи, с которыми оно ранее не сталось. Интеллектуальные действия животных являются высшей формой их к окружающей среде, позволяют предвосхищать ситуации. Это предвосхищение дает возможность животному заблаговременно предпринять действия, направленные на удовлетворение своих потребностей или сохранение жизни.

Интеллектуальное поведение животных имеет следующие особенности.

Животные способны к интеллектуальным действиям только при возникновении трудностей на пути к достижению цели (проблемная ситуация). Если цель достигается привычным способом, с помощью инстинктов или навыков, то животное интеллектуальных действий проявляет.

Интеллектуальные действия животных имеют примитивный характер. Животные, в отличие от человека, не опираются на знания объективных закономерностей.

Интеллектуальные действия даже у высших животных проявляются от случая к случаю. Они не приобретают основного значения в жизни животного и не закрепляются в его опыте.

Изобретенные способы действий не передаются одним животным другому и не являются, таким образом, продуктом видового опыта Они остаются достоянием только отдельных особей.

Таким образом, интеллектуальные формы поведения характеризуются тем, что они обеспечивают достаточно точное приспособление животных к изменяющимся условиям внешней среды. Они дают возможность животным отражать не только отдельные предметы, но и связи, отношения между ними.

Развитие психики в онтогенезе

Развитие психики в онтогенезе, то есть от рождения и на протяжении всей жизни, это развитие, которое подразумевает прежде всего развитие личности. Развитие личности в целом определяется как генетическими, так и социально-культурными влияниями. Существует большое количество теорий, которые пытаются объяснить становление личности, ее развитие.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Профессиональное самообразование
Образование специалиста по социальной работе – непрерывный процесс, причем базовое (институтское) должно рассматриваться как отправной пункт, важнейшая цель которого – формирование установки на самообразование, воспитание умений и навыков ...

Профилактическая и коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в уровне самооценки и уровне притязаний
Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале – это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем – к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но ощущать уважение с их стороны, и, наконец, ...

Психомоторика как средство общения
Психомоторика участвует как в вербальных, так и в невербальных средствах общения. Речь является вербальным средством общения и с точки зрения психомоторики — это целая последовательность отдельных движений языка, губ и голосовых связок, о ...