Проектирование по образовательной нацеленности как метод самоанализа деятельности учителя

Другая психология » Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя » Проектирование по образовательной нацеленности как метод самоанализа деятельности учителя

Страница 2

Из приведенного списка видно, что в анализ предмета включается не только структура его научной осно­вы, но и описание элементов учеб­ной деятельности. С точки зрения управления развитием школы, ад­министрации важно стремиться к тому, чтобы методологией анализа своей личной ситуации (не обяза­тельно именно такой, как в данной публикации) владело как можно большее число педагогов. Практика работы показала, что учитель, умеющий анализировать свою дея­тельность, — это важнейший инно­вационный ресурс любой школы.

Качество образования, как известно, во многом определяется компе­тентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя. К со­жалению, существующая система оценки и аттестации далека от со­вершенства, страдает односторонностью и субъективностью, что со­вершенно справедливо вызывает неудовлетворение как аттестующих, так и аттестуемых, затрудняет работу школьной администрации и методических объединений, а нередко приводит к конфликтам.

Все это и побудило попытаться решить проблему адекватной оценки уровня профессиональной деятельности учителя. Перед оценивающими стояла задача — разработать такую модель оценки и такой инструментарий, которые позволят сделать ее всесторонней, максимально объективной, ох­ватывающей все этапы работы учителя. И. с одной стороны, дадут админи­страции школ действенный инструмент, а с другой — обеспечат социальную защиту учителя. Ясно отдавая отчет в том, что разработка норма­тивно-правовой базы аттестации учителей находится в компетенции госу­дарства, однако отдельные вопросы оценки, в том числе и в рамках аттеста­ции, могут и должны быть решены на уровне средней школы [14, с. 16].

Работа над данной темой велась с 1998 года в рамках проекта «Оценка профессиональной деятельности учителя в целях обеспечения качества обучения» под эгидой Британского совета. В ней приняли участие специ­алисты в области обучения иностранным языкам Московского государ­ственного лингвистического университета и Рязанского государственно­го педагогического университета им. С.А. Есенина. Координатор проек­та — профессор МГЛУ Т.А. Казарицкая.

Разработке системы предшествовало исследование российской и зарубежной практики, в результате которого была предложена классифи­кация ситуаций оценки, собран «банк» существующих показателей и критериев. Результатом первого этапа исследований стала многофак­торная теоретическая модель профессиональной компетенции учите­ля иностранного языка, включающая аспекты профессиональной ком­петенции (педагогический, коммуникативный и предметный), пара­метры оценивания и критерии оценки по каждому параметру. Из мо­дели следовало, что, хотя профессиональная компетенция учителя представляет собой чрезвычайно сложное образование, большинство ее составляющих может быть выявлено и оценено при наличии соот­ветствующего инструментария.

Система оценки и самооценки: критерии и принципы

Результаты проведенных исследований, а также анализ принципов и кри­териев, применяемых в нашей стране и за рубежом, послужили основой для разработки целостной системы оценки и самооценки уровня профес­сиональной деятельности учителя литературы и русского языка, которая может осуществляться в пределах компетенции средней школы. В основу разра­ботанной системы оценки были положены следующие принципы [14, с. 17].

Систематичность.

В отличие от существующей практики, сводящейся по­рой к разовым, эпизодическим, не связанным между собой мероприяти­ям при предлагаемом подходе деятельность учителя отслеживается с момента поступления на работу и далее по мере достижения профессио­нальной зрелости и оценивается регулярно, циклично (каждый цикл со­ответствует определенному уровню профессионального роста, каждый новый этан предполагает более совершенное владение профессиональ­ными умениями).

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Взаимосвязь полоролевой идентичности и поведения
На наше поведение и отношения с другими людьми влияет огромное количество факторов. В их число входит и роль воспитания и врождённые особенности (например, темперамент) и множество других. Поэтому, безусловно, говоря о полоролевой идентич ...

Вред алкоголя и курения на организм подростков
Основу любого алкогольного напитка составляет этиловый спирт, или этанол, или винный спирт – бесцветная, летучая, воспламеняющаяся жидкость, которая смешивается с водой в любых соотношениях. Различные спиртные напитки содержат разное коли ...

Анализ полученных результатов
Во время прохождения практики мною было проведено психолого-педагогическое обследование студентов обучающихся в ГОУ СПО «Алапаевский профессионально-педагогический колледж». Обследование проводилось с помощью методики «Диагностики показат ...