Проектирование по образовательной нацеленности как метод самоанализа деятельности учителя

Другая психология » Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя » Проектирование по образовательной нацеленности как метод самоанализа деятельности учителя

Страница 1

Проектирование управленческих воздей­ствий на развивающуюся школу основываются в первую очередь на знании потенциала педагогов. А потенциал каж­дого учителя, в свою очередь, напрямую связан с тем, на­сколько точно понимает он свою личную педагогическую ситуацию, в которой находится, то есть какие представле­ния имеет о себе (как о педагоге), о своих учащихся, о пре­подаваемом предмете и применяемой педагогической тех­нологии. Все это и является предметом самоанализа [9, с. 31].

Для того, чтобы этот анализ был максимально точным, учи­тель должен иметь четкие представления о личностных ка­чествах, которые должны быть сформированы у учащихся во время учебы (уровни воспитанности, обученности, образо­ванности), о классе, в котором он работает, о преподаваемом предмете. Он должен представлять типичные для своей ра­боты проблемные ситуации и действия, предпринимаемые для их преодоления, например, чтение какой-либо статьи или книги, подготовка и проведение урока с элементами ново­введений, обсуждение на методическом объединении, вне­сение изменений в учебную программу.

Учитель также ищет ответы на вопросы: каковы его образо­вательные и текущие задачи (связанные с планированием ближайших задач), ведущие педагогические проблемы (наи­более актуальные на данный момент затруднения) и шаги, предпринимаемые для их преодоления. Классифицируя учащихся какого-либо класса, надо выбрать основные классификационные параметры. Ими могут быть, например, уровень владения тем или иным предметом, обще­учебными умениями (счет, письмо, организация своей работы), степень самостоятельности в обучении, уровень владения не­обходимыми пропедевтическими и сопутствующими знаниями и умениями (чтение, речь, словар­ный запас и т.п.), степень развитос­ти умственных качеств (память, вни­мание, логика), темп учебной рабо­ты, специфические личностные ка­чества (темперамент, воспитанность и т. д.) [9, с. 31].

Приведенный список не является исчерпывающим, и учитель может выстроить самые разные классифи­кации (главное, чтобы он знал, для чего эта классификация ему нужна). Для каждого параметра необходимо выделить возможные значения, от­носительно которых и будут распре­деляться учащиеся в построенной классификации. Для уровня владе­ния предметом на сегодняшний день самыми распространенными значениями являются «неудовлетво­рительно», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». Возможны также и балльные значения. Уровень владения общеучебными умениями, степень самостоятельности в обуче­нии, уровень владения пропедевти­ческими и сопутствующими знани­ями и умениями, степень развитос­ти умственных качеств, темп учеб­ной работы оцениваются, как пра­вило, тремя значениями: «низкий», «достаточный» и «высокий». Приме­нение методов социологического и психологического мониторинга по­зволяет уточнить и конкретизиро­вать возможные значения этих пара­метров, а также интересующих учи­теля специфических личностных качеств учащихся. Классификация учащихся по типу образовательной нацеленности ори­ентирует педагога на поиск таких средств организации совместной по­знавательной деятельности, которые приводили бы к появлению у уча­щихся личного смысла учебной рабо­ты. Наша практика проектирования педагогических инноваций позволи­ла сделать вывод, что по типу обра­зовательной нацеленности достаточ­но выделения восьми категорий уча­щихся (мотивационных групп), они представлены в таблице 2. Выделив в своем классе эти мотивационные группы

, учитель получает возможность выстроить учебную де­ятельность таким образом, что в нее будут включены все учащиеся клас­са. Ну а администрации работа пе­дагогов по выделению мотивацион­ных групп позволит более эффек­тивно управлять перестройкой учеб­ного процесса на принципах личностно-ориентированного обучения. При анализе преподаваемого пред­мета могут быть выделены множество возможных смыслов изучения дан­ного предмета, рамки знаний, уме­ний и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Намечен срок, в течение которого предстоит освоить минимум предполагаемых знаний и умений. Основные принципы науки, являющейся основой преподаваемо­го предмета, его структура, понятия, логические связи, типичные модель­ные ситуации, алгоритмы построе­ния и анализа моделей, условия, не­обходимые для использования этих понятий, связей и моделей. Еще вы­деляются психические и психологи­ческие черты, способствующие изу­чению предмета, основные умствен­ные и предметные операции, учеб­ные действия, необходимые при его изучении, а также возможные этапы преподавания, основные формы учебной деятельности [9, с. 32]

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Лидер и стиль его деятельности
Факторно-аналитические работы, проведенные Халпином и Вайнером (Halpin & Winer), убеждают, что индивидуальные различия в деятельности лидеров могут быть определены путем введения двух относительно независимых параметров, характеризующ ...

Социализация ребенка.
Социализация ребенка неотделима от воспитания. Ведь дети учатся не только на примерах взрослых, подражая им. Изменения в жизни, экономической, политической и прочих ее сферах настолько быстры, что малышам придется жить в том мире, который ...

Специфика проявления агрессивности и самооценки в юношеском возрасте
Прежде чем приступать к рассмотрению психологических особенностей проявления агрессии в раннем юношеском возрасте нужно определить возрастные рамки этого периода. Н.П. Гундобина предполагает, что юношеский возраст идентичен подростковому ...