Проектирование по образовательной нацеленности как метод самоанализа деятельности учителя

Другая психология » Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя » Проектирование по образовательной нацеленности как метод самоанализа деятельности учителя

Страница 1

Проектирование управленческих воздей­ствий на развивающуюся школу основываются в первую очередь на знании потенциала педагогов. А потенциал каж­дого учителя, в свою очередь, напрямую связан с тем, на­сколько точно понимает он свою личную педагогическую ситуацию, в которой находится, то есть какие представле­ния имеет о себе (как о педагоге), о своих учащихся, о пре­подаваемом предмете и применяемой педагогической тех­нологии. Все это и является предметом самоанализа [9, с. 31].

Для того, чтобы этот анализ был максимально точным, учи­тель должен иметь четкие представления о личностных ка­чествах, которые должны быть сформированы у учащихся во время учебы (уровни воспитанности, обученности, образо­ванности), о классе, в котором он работает, о преподаваемом предмете. Он должен представлять типичные для своей ра­боты проблемные ситуации и действия, предпринимаемые для их преодоления, например, чтение какой-либо статьи или книги, подготовка и проведение урока с элементами ново­введений, обсуждение на методическом объединении, вне­сение изменений в учебную программу.

Учитель также ищет ответы на вопросы: каковы его образо­вательные и текущие задачи (связанные с планированием ближайших задач), ведущие педагогические проблемы (наи­более актуальные на данный момент затруднения) и шаги, предпринимаемые для их преодоления. Классифицируя учащихся какого-либо класса, надо выбрать основные классификационные параметры. Ими могут быть, например, уровень владения тем или иным предметом, обще­учебными умениями (счет, письмо, организация своей работы), степень самостоятельности в обучении, уровень владения не­обходимыми пропедевтическими и сопутствующими знаниями и умениями (чтение, речь, словар­ный запас и т.п.), степень развитос­ти умственных качеств (память, вни­мание, логика), темп учебной рабо­ты, специфические личностные ка­чества (темперамент, воспитанность и т. д.) [9, с. 31].

Приведенный список не является исчерпывающим, и учитель может выстроить самые разные классифи­кации (главное, чтобы он знал, для чего эта классификация ему нужна). Для каждого параметра необходимо выделить возможные значения, от­носительно которых и будут распре­деляться учащиеся в построенной классификации. Для уровня владе­ния предметом на сегодняшний день самыми распространенными значениями являются «неудовлетво­рительно», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». Возможны также и балльные значения. Уровень владения общеучебными умениями, степень самостоятельности в обуче­нии, уровень владения пропедевти­ческими и сопутствующими знани­ями и умениями, степень развитос­ти умственных качеств, темп учеб­ной работы оцениваются, как пра­вило, тремя значениями: «низкий», «достаточный» и «высокий». Приме­нение методов социологического и психологического мониторинга по­зволяет уточнить и конкретизиро­вать возможные значения этих пара­метров, а также интересующих учи­теля специфических личностных качеств учащихся. Классификация учащихся по типу образовательной нацеленности ори­ентирует педагога на поиск таких средств организации совместной по­знавательной деятельности, которые приводили бы к появлению у уча­щихся личного смысла учебной рабо­ты. Наша практика проектирования педагогических инноваций позволи­ла сделать вывод, что по типу обра­зовательной нацеленности достаточ­но выделения восьми категорий уча­щихся (мотивационных групп), они представлены в таблице 2. Выделив в своем классе эти мотивационные группы

, учитель получает возможность выстроить учебную де­ятельность таким образом, что в нее будут включены все учащиеся клас­са. Ну а администрации работа пе­дагогов по выделению мотивацион­ных групп позволит более эффек­тивно управлять перестройкой учеб­ного процесса на принципах личностно-ориентированного обучения. При анализе преподаваемого пред­мета могут быть выделены множество возможных смыслов изучения дан­ного предмета, рамки знаний, уме­ний и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Намечен срок, в течение которого предстоит освоить минимум предполагаемых знаний и умений. Основные принципы науки, являющейся основой преподаваемо­го предмета, его структура, понятия, логические связи, типичные модель­ные ситуации, алгоритмы построе­ния и анализа моделей, условия, не­обходимые для использования этих понятий, связей и моделей. Еще вы­деляются психические и психологи­ческие черты, способствующие изу­чению предмета, основные умствен­ные и предметные операции, учеб­ные действия, необходимые при его изучении, а также возможные этапы преподавания, основные формы учебной деятельности [9, с. 32]

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Дети развода
Психологические последствия развода. Распад семьи имеет для детей много последствий. На развитие ребенка оказывают влияние оба родителя, а развод означает, что контакт с ними обоими уже не будет одинаково частым. Кроме того, до развода ро ...

Концепция психологической службы в школе
Теоретическая концепция необходима психологической службе для того, чтобы, объяснив природу и сущность онтогенетического развития психики, обосновать содержание работы психолога в школе, охарактеризовать его функции. В качестве фундамента ...

Понимание человека в педагогике
Развитие педагогической теории предполагает интеграцию научных знаний о мире и человеке. Такая интеграция особенно необходима в наше время, когда речь идет о создании "Новой педагогики"[29]. Без ответов на вопросы о месте, сущно ...