Фольклор в жизни малышей.

Страница 1

Первые литературные произведения, с которыми каждый ребенок знакомится буквально с колыбели,- это произведение фольклора. Что обеспечивает этим, внешне не замысловатым, элементарным произведениям надёжное много вековое существование в народной поэзии, педагогики? Народные песенки, прибаутки, словесные игры радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием близким быту и интересом ребенка. Важнейшая общая характерная черта разнообразных форм детского фольклора заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребёнка, во время которого возникает ситуация интимности и тепла, не даром этим произведения устного народного творчества называются материнскими песенками. Просто прочитанные по книге, они в значительной степени утрачивают свое воздействие, так как рассчитаны на общение людей, объединенных эмоциональным сопереживанием. Этой задаче общения подчинена и соответствующая ей форма, гармонически сочетающая в себе слово, мелодию , действие. Важно подчеркнуть и то, что, будучи веселыми, смешными, занимательными, игровыми произведения «материнского» фольклора не заметных для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности- любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие. Малые формы фольклора должны войти в быт ребёнка и сопровождать все моменты его жизни: умывание, кормление, сон, игру. Не случайно жанр малого фольклора- пестушка , потешка, прибаутка - уже в самих названиях своих отмечают эту функцию – воспитывать развлекая (см. прилож. № )

Содержание и форма потешек, прибауток, с очевидностью свидетельствуют о том, что самими создателями они предназначены детям, и притом самым маленьким. Едва ли можно предположить, что, скажем потешки «Ладушки», «Идет коза рогатая» создавались не для малышей. В раннем возрасте у детей наблюдается стремление к игровым действиям, движениям. Во многих потешках, прибаутках наличествует игровое начало; «Сорока, сорока» , «Пальчик-пальчик», и ряд других составлены так, что подсказывают игровые действия взрослого с пальчиками или ручками ребёнка. Есть потешки, например «Катя, Катя меленька» , составленные для детей, которые только начинают ходить. Произнося эту потешку, взрослый побуждает ребёнка походить, потопать. Ребенок учится действовать по слову, причем словесное обращение к нему обличено в художественную форму и поэтому вызывает у малыша радость, удовольствие. Некоторые потешки привлекают детей не только забавным игровым содержанием, но и наличием повторяющихся сочетанием разных звуков-

« Чики, чики ,чикалочки», «Ай тюшки,тюшки». Повторение в различных комбинациях звуков ч, к, ш предает тексту, когда он произноситься в слух взрослым, звонкость, музыкальность, которые легко улавливаются детьми. Возникает привлекающие внимание детей игра со звуками, полезная для развития слухового внимания. Действенность- одно из необходимых условий, приближающих произведения исскуства к пониманию меленького ребенка, так как он воспринимает мир прежде всего в движении, в действии. Содержание потешек, песенок ограничивается большей частью рассказом о вещах и явлениях, которые ребенку знакомы. В потешке « Баю- баю баиньки, купим сыну валенки» радующая ребенка обновка (валенки) представлена перед ним не в описательной, а в действенной форме: валенки надевают на ноженьки , которые бегут по дороженьке.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Полоролевая идентичность
Мне кажется, что окончательное формирование полоролевой идентичности является одним из важнейших приобретений и новообразований, появляющихся в подростковом возрасте, т.к. человек, в частности, девочка, в дальнейшем будет выстраивать своё ...

Фольклор в жизни малышей.
Первые литературные произведения, с которыми каждый ребенок знакомится буквально с колыбели,- это произведение фольклора. Что обеспечивает этим, внешне не замысловатым, элементарным произведениям надёжное много вековое существование в на ...

Классификация памяти
В настоящее время в психологии существует следующая классификация памяти: 1. По ведущему анализатору выделяют: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую; 2. По характеру психической активности, преобладающей в деятельно ...