Теоретический анализ о наличии у человека эмпатических способностей проводили в своих исследованиях отечественные и зарубежные авторы:
Выявление особенностей проявления эмпатии в интерперсональных отношениях (А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов), феноменологический анализ (Н.И.Сарджевеладзе), функциональные механизмы (В.Н. Вимонас, П. Фресс,
Ж. Пиаже), поиск коррелят эмпатии с разными психологическими особенностями личности (П. Эллиз, К. Изард).
На сегодняшний день можно выделить несколько подходов к пониманию эмпатии: аффективный (Т.Н. Пашунова, Дж. Морено), аффективно-когнитивный (А.А. Бодалев, Л.А. Петровская, А.Г. Ковалев, В.П. Морозов, Т.Шибутани, О.В. Аллахвердова), когнитивный (В.А. Лабунисая, А.И. Макеева), интегративный (В.В. Бойко, Т.П. Гарилова, К. Роджерс и др.)
Для данной дипломной работы выделим интегративный подход понимания эмпатии и на этой точке зрения построим ту структуру эмпатии, которая позволить опираться в методическом плане во время проведения эксперимента.
В.В. Бойко рассматривает эмпатию как рационально-эмоционально-интуитивную форму отражения, которая является особенно утонченным средством «вхождения» в психоэнергетическое пространство другого человека. «Это форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений – свойств, состояний, реакций – в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение (с.117). он считает, что неподдельный искренний интерес к другой личности как таковой. К ее субъективной реальности – основная предпосылка глубокой эмпатии.
У одних авторов эмпатия выступает как вид чувственного познания объекта через проекцию и идентификацию (Beres, Harlow, 1953), у других – как способность поставить себя на место другого, предвидеть его реакции (Mahoney,1960), у третьих – как способность понимания эмоционального состояния другого (Wilmer, 1968) или как способность проникать в психику другого, понимать его аффективные ориентации (Шибутани, 1969).
К.Роджерс: состояние эмпатии значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто».
Понятие «эмпатия» впервые применил в психологии Э. Титченер (Titchener, 1909), опираясь на представление Липпса о вчуствовании как перцептивном акте. Но часть американских работ по эмпатии отражает ее понимание как когнитивный процесс, как восприятие и понимание внутреннего мира другого человека, эмоционального содержания произведения искусства, природы (Соtrell, Dymond, 1949).
Одни считают, что эмпатия характеризуется сопереживанием, возникающим по механизму эмоционального заражения. Другие- что в эмпатии значительную роль играет разум, рациональное восприятие человека или животного. Третьи полагают, что сопереживание перерастает в сочувствие, сопровождающееся стремлением к оказанию помощи.
«Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена происходило постепенно от этического понятия «симпатия» (Смит, 1895; Спенсер, 1876; Шопенгауэр, 1896), либо эстетическим понятием «вчуствование» (Липпс, 1907).
З. Фрейд (1925) полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии другого осуществляется с помощью двух механизмов – заражения и подражания.
М.Шелер (Sheler, 1923) рассматривал эмпатию как механизм познания, т.е. акт, направленный на познание личности другого как высшей ценности. Состояние слияния с объектом симпатии, идентификация с его переживанием и при сохранении независимости и при сохранении независимости собственных переживаний.
Другие материалы:
Связь между биографией Эрика Эриксона и его теоретическими воззрениями
Эрик Хомбургер Эриксон родился во Франкфурте (Германия) в 1902 году и умер в Харвиче (Массачусетс, США) в 1994 году. Молодым человеком он изучал искусство и начал свою карьеру в качестве портретиста. В 1927 году он был приглашен другом де ...
Психологические подходы к изучению человека
Представителями гуманистической психологии являлись Г. Олпорт, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Гольдштейн, Г. Мюррей [3;6;7].
Гуманистическая психология, берущая свое начало в 1950-х гг., официально заявила о себе в 1960-х, выступив одновременно п ...
Начальный этап становления личности ребенка 3-7 лет.
Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совер ...
Главные разделы