Расстройство личности

Другая психология » Расстройство личности

Страница 4

Итак, предмет, к которому относится образ восприятия, определен понятием, закрепленным в слове, а в этом последнем содержатся признаки предмета, выявляющиеся в процессе общественной практики. Сравнение чувственного образа, сформировавшегося в сознании данного субъекта, с предметом, признаки которого (проявившиеся в результате общественного опыта) закреплены в смысле обозначающего его слова, являются важным этапом восприятия как формы познавательного процесса. Одновременно осознанность восприятия заключает в себе и то своеобразное качество человеческого восприятия, которое определяется как субъективный образ объективного мира. Это совокупность тех особенностей восприятия, которые ему сообщает индивидуальный опыт воспринимающего мир субъекта и которая делает это восприятие неповторимо индивидуальным, присущим только данному человеку. Так, картина, художественное полотно для художника является объектом и результатом творческого вдохновения и труда, для посетителя выставки живописи — удовлетворением его эстетических потребностей, а для продавца художественного салона-магазина — лишь объектом его коммерческой служебной деятельности. Именно индивидуальные особенности прошлого жизненного опыта каждого человека придают его восприятиям неповторимые черты, определяя беспредельное разнообразие содержания чувственного образа в процессе осознанного восприятия даже одного и того же предмета разными людьми.

Общий термин, обозначающий любые нарушения речи или мышления, которые могут быть симптомами психического расстройства. К примеру, расстройство мышления является симптомом шизофрении, при которой оно выражается через бессвязные мысли и высказывания.

О нарушениях мышления можно в определенной степени судить по внешнему виду: одежда, украшения, макияж, странные телодвижения, взгляды. Как правило люди с нарушенным мышлением продуктивные: много рисуют, сочиняют, пишут. Но основную информацию врач-психиатр получает, конечно же, при непосредственном вербальном контакте с пациентом.

Формы расстройств мышления:

Нарушения темпа мышления. Ускорение, замедление, обстоятельность, шперрунг. Ускоряется мышление при гипомании, у маниакальных больных. Замедление – снижение количества ассоциаций в единицу времени. Часто бывает при депрессиях – идеаторная и моторная заторможенность (мышление как "жернова мельницы").

Нарушение целенаправленности мышления.

Нарушение стройности мышления: бессвязность, разорванность, резонерствро, разноплановость;

Нарушения мышления по продуктивности:

сверхценные идеи;

навязчивые идеи;

бред.

Сверхценная идея – идея, которая доминирует в мышлении больного. В норме – это, например, влюбленность. Сверхценность – это особенное отношение к определенным событиям, людям. Для филателиста, например, сверхценностью будут являться марки. Может быть сверхценная идея ревности и бред ревности (необходимо дифференцировать, что, нередко, сложно). Сверхценная идея формируется на основе реальных событий и занимает доминирующее место в мышлении, изменяет рисунок поведения, хотя мировоззрение не меняется. При благоприятных условиях – сверхценная идея деактуализируется. Сверхценная идея поддается коррекции извне или изнутри. Может трансформироваться в параноидный бред. Любая сверхценная идея оставляет след в подсознании и при возникновении аналогичного случая вызывается бурная реакция.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Исследование конфликтной динамики младших школьников
Из вышеизложенного следует, что взаимодействие на уроке – учебно-предметное и социально-межличностное – имеет конфликтный характер и содержит пять основных факторов, различающихся по материалу конфликта, его детерминантам, форме и содержа ...

Роль отца в семье
В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше ...

Разработка рекомендаций по ресоциализации подростков воспитывающихся в условиях воспитательной колонии
Основным условием результативности процесса ресоциализации подростков с отклонениями поведением является наличие определенной педагогической системы. По определению Т.А.Ильиной, система - это выделенное на основе определенных признаков уп ...