Расстройство личности

Другая психология » Расстройство личности

Страница 2

Анализаторы человека сложны по своей структуре и функции и включают в себя наряду с рецептором (периферической частью) также промежуточный, проводниковый отдел и корковый конец, т. е. соответствующие отделы коры больших полушарий. Ощущение, таким образом, возникает в результате распространения возбуждения в кору головного мозга. Однако ошибочно было бы думать (как это полагали сторонники периферической теории восприятия), что ощущение возникает в результате распространения возбуждения до коры, т. е. центростремительного движения этого процесса. И. П. Павлов (1951) специально подчеркивал, что корковый конец любого анализатора обязательно есть совокупность чувствующих (сенсорных) и эффекторных нервных элементов, и считал, что правильнее говорить не об анализаторах, а о синтез-анализаторах. Иными словами, ощущение, отражающее лишь отдельные свойства, признаки предметов и явлений (силу и тембр звука, цвет материи, гладкость или шероховатость поверхности и т. п.), является результатом сложных рефлекторных актов в единстве их чувствительных и эфферентных, центробежных звеньев.

Ощущениям свойствен ряд психофизических и психофизиологических закономерностей, и некоторые из них имеют значение для психопатологии. Прежде всего врачу-психиатру необходимо иметь в виду наличие двух абсолютных порогов ощущений. Нижний порог ощущений — это та минимальная сила раздражителя, которая способна вызвать ощущение. Это значит, что имеется ряд раздражителей (пылинки, прикосновение комара к коже), которые вызывают реакцию нервной системы, но не достигают сознания. Нижний же порог определяет самый слабый раздражитель, который все же вызывает ощущение. Он является мерилом чувствительности, возбудимости анализатора, с которой связан обратно-пропорциональной зависимостью, т. е. чем меньше нижний порог, тем выше чувствительность анализатора и, наоборот, чем он больше, тем ниже чувствительность анализатора. Верхний порог — это максимальная сила раздражителя, вызы­вающая ощущение еще данного качества. Например, возрастание (до определенного предела) силы звука ведет к усилению и слуховых ощущений, при превышении которого, однако, человек переживает уже не слуховое, а болевое ощущение. Учет величины и динамики нижнего порога делает понятным для психиатра особенность нарушения контакта с оглушенными больными и даже характер помрачения сознания у них; превозмогание же верхнего абсолютного порога покажет ему на возможность срыва высшей нервной деятельности под действием запредельного (по силе) раздражителя.

Из психофизиологических закономерностей ощущений нужно иметь в виду явление адаптации, т. е. приспособление анализатора (в частности — его рецептора) к длительно действующему раздражителю, проявляющееся в ослаблении ощущения, хотя раздражитель и сохраняет прежнюю силу. Одни ощущения (тактильные, температурные и др.) отличаются быстрой адаптацией, другие (обонятельные, к некоторым видам запаха) — медленной, а к некоторым видам ощущений, например, болевым, адаптации совсем не возникает. Более того, один и тот же вид ощущений будет иметь различную адаптацию у разных людей и даже у одного и того же субъекта при изменении его физического и психического состояния. Под последействием понимается воз­можность продолжающегося переживания ощущений в (кратковременных) перерывах между раздражителями, так что в условиях прерывистого воздействия ощущение может длительно переживаться как сплошное, непрерывное. Оба эти феномена могут способствовать пониманию происхождения иллюзий, галлюцинаций и других форм расстройства чувственного познания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Вывод
Обобщив теоретические положения и практические рекомендации, можно сделать вывод, что семейная психотерапия направлена прежде всего на: 1) Увеличение спонтанности высказываний членов семьи о своих желаниях, чувствах, идеалах, ценностях, ...

Краткая биография Л.С. Выготского
Выготский Лев Семенович (1896-1934) - выдающийся психолог. Основоположник одного из наиболее значимых направлений психологии и развитии ребенка. Ему, его школе, ученикам и последователям принадлежит одна из важнейших ролей в развитии росс ...

Виды труда в специальной коррекционной школе 8 вида
Как и массовая школа, специальная школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности [2]. Следует, однако, отметить, что наряду с общими задачами, стоящими перед массовой и спе ...