Расстройство личности

Другая психология » Расстройство личности

Страница 3

Вместе с тем ощущение является начальным этапом познавательного процесса, элементарной формой чувственного познания, на базе которой строятся остальные, более сложные процессы — восприятие, представление и мышление. Восприятие является очередным, более сложным этапом чувственного познания, отражающим уже целостные образы предметов. Конечно, восприятие строится на основе ощущений, неотрывно от них, но оно не сводится к простой сумме ощущений. Эти последние сложно влияют друг на друга, сливаясь в результате в единый чувственный образ предмета так, что мы и переживаем его как таковой, не фиксируясь на отдельных ощущениях. Достигается это сложной аналитико-синтетической обработкой в коре головного мозга воспринимаемой в настоящий момент чувственной данности окружающего мира, когда одни ее элементы как несущественные опускаются, нивелируются, а другие, наиболее значимые, напротив, объединяются, обобщаются в единый чувственный образ данного предмета. Физиологическим механизмом восприятия являются сложные условные рефлексы на одновременные и последовательные комплексы раздражителей, компоненты которых интегративно взаимодействуют между собой в процессе замыкания нейроассоциации, но не завершаются действием (т. е. формированием образа), которое следует лишь на весь комплекс разом, как на неразрывное единство. Именно этим обеспечивается целостность, предметность восприятия и достоверность его, так как в восприятии отражается не символ предмета или только сходство, подобие его, а полный и точный образ противостоящего субъекту предмета.

Одной из особенностей восприятия является его константность, состоящая в относительном постоянстве формы, величины и цвета предмета в меняющихся условиях его восприятия. Мы воспринимаем присущие высокому прямоугольному зданию четкие линии формы, высоту и окраску не только находясь в непосредственной близости от него, но и тогда, когда удаляемся от него на 2—3 км, хотя на сетчатке глаза изображение этого объекта явно уменьшается, утрачивает прямоугольность, приобретает форму параллелепипеда и т. д.

Структурность восприятия проявляется в том, что центральная часть образа — фигура восприятия — в сознании человека переживается как более яркая и четко очерченная, ограниченная в пространстве, тогда как периферия его — фон восприятия — менее яркая и нечеткая и как бы расплывчатая в конфигурации и границах. Это свойство восприятия в норме гибко и динамично, так как у психически здорового человека фигура и фон восприятия адекватно сохраняются либо меняются местами в зависимости от его психической установки (определяемой проблемной ситуацией), направленности внимания и настроения. У психически же больных она может быть либо чрезвычайно лабильной, либо — значительно чаще — крайне инертной, патологически зафиксированной в силу чрезвычайного доминирования в их сознании патологических сдвигов настроения или бредовых систем.

Важнейшей особенностью человеческого восприятия, безусловно, является его осознанность. Восприятие человека не сводится только к его чувственной основе; это не только образ предмета, но и осознание предмета, воспринимаемого в данный момент. Выявляющиеся в процессе восприятия чувственные компоненты и складывающийся чувственный образ всегда относятся к противостоящему предмету, т. е. получают предметное значение. Для человека важнее всех других характеристик восприятия именно значение предмета, раскрывающееся в его отношениях с другими предметами и явлениями. Следовательно, восприятие наряду с синтезом чувственных данных (вызываемых раздражением) включает в себя также понимание, осмысление предмета, т. е. осознание его. Осознанность человеческого восприятия заключается в одномоментном осознании предмета в процессе его восприятия и обозначении этого предмета соответствующим понятием, закрепленным в слове. И это осознание предмета осуществляется не после того, как сформировался его чувственный образ, но в процессе формирования образа. Например, заметив на полке магазина вазу, я в то же мгновение мысленно произношу слово "ваза", хотя я еще не успел достаточно рассмотреть ни стиля, ни формы, ни величины ее, и лишь потом во всем этом разберусь, когда в моем сознании "дорисуется" ее образ до конца, т. е. когда завершится процесс ее восприятия. Значит, осознание этого предмета произошло в процессе восприятия, а мышление оказывается включенным в саму "ткань" восприятия. В процессе осознания, понимания чувственная основа восприятия испытывает сложную аналитико-синтетическую обработку вплоть до уровня обобщения и отвлечения его характеристик, т. е. фактически мышление входит в восприятие, как бы создавая необходимые предпосылки для перехода от восприятия к представлению и далее — к мышлению. В этом видна тесная связь восприятия с мышлением, единство чувственного и смыслового, чувственного и логического в человеческом восприятии, обеспечиваемое сложным взаимодействием первой и второй корковых сигнальных систем головного мозга.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Виды игр и другие формы деятельности дошкольника
Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей деятельностью дошкольника, существуют другие виды игр, среди которых обычно выделяют режиссерские игры, игры-драматизации, игры с правилами - подвижные и настольные. Режиссе ...

Историко-социологические исследования семьи
На каждом историческом этапе семья обладает определенными формами и сущностными характеристиками, которые могут быть поняты посредством изучения их количественных и качественных, временных и пространственных, закономерных и случайных, объ ...

Заключение.
В ходе исследования мы достигли поставленной цели и решили поставленные задач. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: 1. Способность к волевым усилиям в интеллектуальной работе имеет тенденцию к связи с ...