Фактор физического Я-образа, влияющий на становление самооценки.

Другая психология » Самооценка » Фактор физического Я-образа, влияющий на становление самооценки.

Анализ литературы показывает, что у физически неполноценных людей отмечаются существенные проблемы в сфере межлич­ностного восприятия и общения, а также трудности самоприня­тия. А. Стункарт и М. Мендельсон на основе интервьюирова­ния 94 человек утверждают, что тучные люди склонны оцени­вать свой физический облик как "нелепый" и "вызывающий отвращение"[13].

Выдержки из высказываний больных. "Я называю себя неряхой и свиньей . Я смотрю в зеркало и говорю: "Ты - ничтожество, ты - жирная свинья…", "Когда я смотрю на себя в зеркало, я испытываю приступ острой ненави­сти и отвращения к себе", "Никто не хочет иметь дело с бочкой, никто не приглашает меня танцевать, и я вынуждена подпирать стенку и слушать музыку. Я просто ничтожна". Негативная самооценка экстраполируется и на ожидаемую оценку окружа­ющих: "Я способна понравиться только ненормальному — кто захочет иметь дело со слонихой", "Я чувствую, что другие люди имеют полное право ненавидеть меня и таких, как я".

В формировании самосознания подростков аффективные и когнитивные процессы, сложно переплетаясь, образуют причин­но-следственный круг: когнитивная недифференцированность предполагает низкую степень автономии "аффекта" и "интел­лекта", так что любые изменения в одной из сфер захватывают и распространяются на систему в целом. Бедность, когнитив­ная упрощенность образа Я, заимствованность, навязанностъ составляющих его структуру шкал из травматического нега­тивного опыта общения со значимыми другими с необходимос­тью порождает негативное самоотношение. Последнее в свою очередь требует и находит рациональные подтверждения соб­ственной "плохости". Метафорически этот порочный круг можно было бы представить следующим образом: "Я - толстая, у меня нет друзей, спорт и развлечения не для меня, а для других - я просто слониха, конечно, я никчемный человек, и никаких других чувств, кроме сожаления и неприязни к себе, ожидать не могу, и с этим согласна; что, кроме сожаления и неприязни, мо­жет вызывать человек, который толст, как бочка, танцует, как гиппопотам на льду, развлечения ему недоступны, а сверстники его сторонятся? В силу нерасчлененности осознаваемых в себе качеств с их эмоциональной оценкой круг этот может запус­каться как когнитивной, так и аффективной составляющей са­мосознания с неизменным итоговым самонеприятием. На пове­денческом уровне в наиболее типичных случаях подобный ва­риант самоотношения ведет к сужению круга общения, бездея­тельности, заточению в четырех стенах дома, что возвращается в самосознание в виде негативных чувств в адрес Я.

В школьные годы внешний облик ребенка во многом опре­деляет отношение к нему сверстников и учителей, что суще­ственно отражается на общей самооценке. Известно, как жесто­ко страдают дети, по своим физическим особенностям выделя­ющиеся из класса. Обычно это дети-изгои, "козлы отпущения", предмет насмешек и издевательств - "дядь, достань воробуш­ка", "жиртрест-мясокомбинат", "очкарик", "прыщ", "рыжий, рыжий, конопатый" и т. д. в том же роде, вплоть до приписыва­ния детям с физическими отклонениями отрицательных душев­ных качеств. Подростки с заметными отклонениями в физичес­ком развитии в большей степени подвержены неблагоприятно­му влиянию социально-психологической среды, способствую­щей формированию негативной Я-концепции, зависимости от окружения или бунта против него.

Самооценка тесно связана с ожидаемой родительской оценкой — так называемая "эхо-самооценка", или зеркаль­ное отражение в самооценке родительского видения ребенка и эмоционального отношения к нему. "Я больная - так и мама считает", "Я честная. Так мама говорит", "Мама говорит, что я эгоистка. Так оно и есть". Даже самостоятельно придумывая свободные шкалы самооценивания, дети часто говорят: "Как считают родители, я .", "Мама мне часто говорит, что я .". Са­мооценка как бы отстает в своем развитии, продолжая оставать­ся "линейной функцией" от отношения родителей к подростку. Это создает чрезвычайно психотравмирующую ситуацию для ребенка. Стремясь спрятаться от неблагоприятно складываю­щихся отношений вне семейного круга, полный ребенок в своей семье сталкивается с отсутствием истинно глубоких чувств и эмоциональным отвержением родителей, что еще более усугуб­ляет его чувство неполноценности.

Другие материалы:

Сравнительно-культурный подход к построению общепсихологического знания
Хотя процесс формирования наций в Европе и Азии, да и в других частях земного шара в основном завершен, однако в не которых частях света он еще продолжается. Чаще всего нации являются результатом этнического развития народностей, чье назв ...

Тест «Дом-Дерево-Человек»
Как познать себя и научиться ладить с людьми. Предложен Дж. Буком в 1948г. Цель методики. Оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающ ...

Научно-теоретические основы изучения сенсорных функций
Каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса [35]. Для общего развития ребенка огромное значение имеет сенсорное развитие и фо ...