Различные пути преодоления заниженной самооценки

Другая психология » Различные пути преодоления заниженной самооценки

Одним из важнейших факторов, влияющих на поведение индивида, является его самооценка. Еще мудрый Соломон подметил: “Каковы мысли в сердце человека таков и он” (Пр.23:7)[1]. Внутренние мысли человека в значительной степени детерминируют его поведение. То, как человек относится к себе, непосредственным образом влияет на его поведение и отношение к другим. Карл Роджерс, известный своей разработкой ”терапии, центрированной на клиенте[2]” утверждает, что основная проблема в жизни каждого человека заключается в понимании и принятии самого себя.[3] И как только это происходит - многие эмоциональные проблемы находят свое разрешение.

Одновременно с этим, многие психологи сходятся на том, что это важное звено в структуре личности человека является здоровым далеко не всегда. В частности, тот же Карл Роджерс пришел к выводу, “что большинство людей, которых он знал, презирают себя, считая, что они ни на что не способны и их нельзя любить[4].” Джон Пауэлл в своих рассуждениях пошел еще дальше: “У всех нас есть комплексы неполноценности - писал он, - те, у кого, кажется, нет такого комплекса, только притворяются”[5].

Если заниженная самооценка так распространена, то возникает вопрос: что современная психология может сегодня предложить людям, страдающим этой эмоциональной проблемой? Нужно отметить, что одновременно с широкой распространенностью заниженной самооценки, в современной психологии существуют различные терапевтические методики, отличающиеся друг от друга как по форме, внутренней направленности, так и по предмету воздействия. При рассмотрении этих методик складывается впечатление, что они оказывают влияние не на всю совокупность человека, а лишь на отдельные его аспекты (поведение, разум, привычки и т.д.). И практика показывает, что эти методики не всегда оказываются действенными и часто приносят лишь частичное освобождение от заниженной самооценки[6]. Отсутствие надежных методик при такой распространенности проблемы заниженной самооценки является угрозой эмоциональному здоровью общества и побуждает к поиску новых путей её преодоления.

Первым, кто ввел понятия “самооценка”, “образ самого себя” в структуру личности был Уильям Джеймс. В одной из глав своего известного труда “Психология” он предложил свою теорию личности, которая оказала огромное влияние на формирование персонологии[7]. Его идеи были подхвачены и развиты целой плеядой последующих психологов, таких как А. Адлер, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Эриксон и др. Среди отечественных психологов можно назвать: И.С.Кон, В.С. Магун, А.И.Липкина и др.

Внимание привлекла не только самооценка как таковая, но и причины, которые влияют на ее формирование. (К. Хорни, Э. Эриксон, К. Роджерс, А. Адлер, И.С. Кон, Е.А. Архипова, Т.Ю. Андрущенко и др.) Исследования, проведённые этими психологами, выявили факторы, которые оказывают значительное влияние на самооценку. Благодаря этим исследованиям причины формирования заниженной самооценки широко изучены, что помогает более эффективно искать способы ее преодоления.

Особый интерес представляют работы, в которых предлагаются различные подходы и терапевтические методики для преодоления заниженной самооценки (Б.Ф.Скиннер, Д. Келли, А. Адлер, К. Роджерс, З.Фрейд, А.Фрейд). Среди отечественных психологов можно назвать работы Т.С. Токарской, Т.Э. Мисюриной, Т.Л. Мироновой, В.А. Алексеева и Н.Н.Авдеевой. Для большинства существующих подходов характерна одинаковая методологическая направленность, выражающаяся в том, что почти все они касаются внешнего поведения и почти не затрагивают другие аспекты человеческой души[8]. Ввиду того, что самооценка значительно зависима от социальной среды, эти методики, в подавляющем большинстве, заключаются в поднятии социального статуса человека в обществе. Такая односторонняя направленность этих методик сводит терапию заниженной самооценки к простой коррекции внешнего поведения, что не может не влиять на их эффективность (в основной части работы мы рассмотрим проблематику этих методик более основательно).

Подход, отражающий необходимость воздействия не только на поведение, но и на человеческую душу, выражается в применении библейской концепции ценности человека в терапии заниженной самооценки. Наиболее авторитетным источником библейской концепции ценности человека является Библия. Кроме того, эта концепция представлена в трудах: Д. Пауэлла, Д. Макдауэлла, Р. Мак-Ги, K. Kuzma, Д. Добсона, P.D. Meier и т.д.

Цель.

Исследование ставит перед собой задачу рассмотреть имеющиеся методики терапии заниженной самооценки и предложить современной психологии новый подход в решении данной проблемы.

Так как большинство верующих неосведомлены в проблеме заниженной самооценки, исследование имеет цель сделать материал доступным для рядового члена церкви, равно как и для простого неверующего человека, и поэтому большая часть примеров приведена из религиозной жизни.

Что такое самооценка? Для большинства концепций понятия "самооценка" характерен общий ряд положений, которые суммирует словарь “Психология":

“Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности[9].“

Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. Уже сложившаяся самооценка есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот не безразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям, и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется референтная группа[10] (реальная или идеальная), с которой он считается, в которой черпает свои ценностные ориентации (не зависимо от того, насколько они адекватны), идеалы которой являются ее идеалами, интересы - ее интересами.

Для христиан - это религиозные ценности, принятые в данной местности, церкви или деноминации. Если столь очевидно, что личность постоянно сверяет свои поступки с позицией и ценностными ориентациями референтной группы, то важно сопоставить, что видит человек в самом себе с тем, что имеет для него ценность и значение. Личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном и в зависимости от результата бывает довольной собой или недовольной.

Другие материалы:

Рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста по формированию нравственной основы личности
В процессе создания условий развития нравственной основы личности, следует учитывать некоторые особенности работы с детьми дошкольного возраста. Вследствие этого необходимо отметить ряд рекомендаций родителям и воспитателям ДОУ. Наиболее ...

Б.Ф.Скиннер: Научающие-бихивиоральное направление
Скиннер не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и направляет поведение. Он считал такой подход пережитком примитивного анимизма. Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ характерных особенн ...

Особенности представлений об экстремизме у молодежи
Развитие любой науки, согласно М.Г. Ярошевскому, движется не только благодаря логике построения и смены концепций и личностным вкладам отдельных великих ученых, но и благодаря социальному контексту. Этот постулат особенно важен в изучени ...