Признаки заниженной самооценки.

Страница 2

* О заниженной самооценке свидетельствует также конформистское поведение. Это выражается в приспособленчестве, т.е. стремлении ничем не отличаться от референтной группы. Происходит подстраивание под моду, вкусы, взгляды, образ жизни этой группы. Так же это проявляется в политике “невысовывания” из-за страха критики и неуверенности в своих силах. Руководитель с заниженной самооценкой будет увлекаться угодничеством. В церкви это может “выливаться” в членские собрания, на которых все “за” или все “против”. Однако здесь нужно отметить, что иногда заниженная самооценка проявляется напротив в девиантном поведении, т.е. подчеркнутой оппозиции обществу, критическом отношении, вызывающем несогласии с большинством, в подчеркнуто “своём” мнении. Многократные психологические исследования показали связь между девиантным поведением и заниженной самооценки. Ниже данный вопрос будет рассмотрен более подробно (стр. 40). Главное отличие между людьми с заниженной и здоровой самооценкой заключается в том, что люди со здоровой самооценкой, как правило, находятся в “золотой середине”, т.е. они не конформисты, но и не проявляют девиантное поведение, их позиция в основном сбалансирована, и если они и становятся в оппозицию, то из-за своих убеждений, а не для того, чтобы “быть оппозицией”[66].

* О заниженной самооценке также свидетельствует общая неуверенность в себе как личности, в восприятии себя хуже других, в сомнении в своих социальных навыках. Это выражается в страхе перед начинанием нового дела, опасении начать совершать что-то, что поставит на карту репутацию. Это может проявляться как в простых вещах, например, страхе во время урока, зная ответ на заданный вопрос, поднять руку и высказаться, так и в серьезных жизненных начинаниях, например, страхе взяться за какую-то общественную работу. Исключение этому составляют те случаи, когда человек действительно знает, что он не имеет важных навыков и знаний для этого дела, а не просто неуверен в себе.

* Заключительный признак, указывающий на заниженную самооценку, это постоянное самоутверждение, постоянное стремление повысить свою значимость[67]. Окружающие люди воспринимаются таким человеком как соперники, которых нужно победить, а не друзья, которых нужно любить. Средством самоутверждения могут стать большие бицепсы, обладание какой-то собственностью, например, машинка на дистанционном управлении для семилетнего мальчика, которой ни у кого больше нет, или новенький “Мерседес” для семнадцатилетнего юноши. Средством самоутверждения для студента может стать учеба, т.е. знания и т.д.

Интересно это соотнести с христианской жизнью. Человек, не имевший признания в мире, придя в церковь, может использовать средством самоутверждения религию. Это может проявляться, например, в стремлении к исключительной святости и резко критическому отношению к “недостаточно святым”. Ниже мы остановимся на этом вопросе более подробно (стр. 39).

К сожалению, объём данной работы не позволяет перечислить все пути и проявления заниженной самооценки и описать все множество путей, которыми человеческая природа восполняет свои недостатки. Почти всегда это происходит на подсознательном уровне. Человек часто не осознает до конца мотивы своих поступков и слов.

Говоря о признаках заниженной самооценки в целом, нетрудно заметить, что почти все признаки проявляются в контексте окружающих. Например, в склонности к мечтаниям, совершенный в мечтах подвиг лишается своей ценности, если его никто не увидел и не узнал. Для “героя-мечтателя” нужна хотя бы пара восхищенных глаз. Также, для обладателя “Мерседеса” важен не столько сам процесс обладания и пользования машиной, сколько то, чтобы о факте обладания машиной узнали значимые люди.

Подводя итог вводных глав работы, важно отметить, что в исследовании природы самооценки и её структуры мы обнаружили большую зависимость последней от социальной среды. Социальная среда оказывает влияние на формирование самооценки, во-первых, как фактор влияния на все три столпа, на которых базируется самооценка, во-вторых, в качестве референтной группы, которая является источником норм оценивания и самооценивания.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Представления о взаимодействии и функциях конфликта в психоанализе
Психоанализ является одной из двух наиболее признанных психологических традиций, которая обсуждает конфликт как один из ключевых механизмов психического. В работе З. Фрейда конфликт представлен как ядерный механизм развития личности и обр ...

Психология в дошкольном возрасте
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность в ...

Развитие творчества у дошкольника
Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее. По ...