Школа.

Страница 1

Ребенок идет в школу. Как дальше будет формироваться его самооценка? Мы не будем подробно останавливаться на этом периоде, т. к. он широко представлен как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Очень хорошо этот период исследован отечественными психологами.

На становление самооценки в каждом возрастном периоде преимущественное воздействие оказывает ведущая деятельность, соответствующая этому периоду (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Т.Ю. Андрущенко). В школьный период такой ведущей деятельностью является учеба. Поэтому учебная деятельность оказывает особое влияние на формирование самооценки (Л.В. Берцфан, А.В. Захарова). Конечно, стоит добавить, что в школьный период половые различия также определяют приоритеты оценивания: мальчики оценивают себя главным образом по своим предметным достижениям, тогда как для девочек, кроме того, важны межличностные отношения (К. Гиллиган). Выявлена зависимость самооценки от отношений в классе, а также от стиля преподавания[57] (Т.С. Токарская, Н.А. Березовин, Л.К. Грицюк, А.В. Киричук).

Говоря о самооценке ребенка, нужно отметить, что к школьному периоду:

à она еще недостаточно сформирована, необъективна и обнаруживает тенденцию к переоценке (Н.Е. Акудинова, А.М. Запрягалова, А.И. Липкина).

à во многом зависит от оценок учителя (Б.Г.Ананьев, А.И.Липкина, В.М. Синельников, С.М. Юлдашева). Большинство психологов сходятся на том, что именно в подростковый период самооценка наиболее чувствительна и одновременно является неустойчивой, легко и резко меняющейся (Л.И. Божович).

По данным Роберты Симмонс и супругов Розенберг (1973), обследовавших около 2000 детей и подростков от 8 до 17 лет, в 12-14 лет заметно усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов “Я”, несколько снижается общее самоуважение, и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники дурного мнения о них, и они чаще испытывают депрессивные состояния. С переходом из подростковой фазы развития в юношескую, положение улучшается. После 15 лет снова происходит рост самоуважения, ослабевает застенчивость, самооценка становится устойчивее, хотя озабоченность собой у юношей все-таки выше, чем у детей.

Замечена взаимозависимая связь между учебой и самооценкой. В 1, 2 классах самооценка непосредственно влияет на учебный процесс, в старших же классах преобладает обратное действие, а именно: учебная деятельность влияет на характер самооценки[58]. Таким образом, заниженная самооценка мешает учиться и понижает успеваемость, а затем, по причине низкой успеваемости, самооценка падает еще ниже первоначального уровня.

Согласно Эриксону, который разложил развитие человека на 8 стадий психосоциального развития, школьный период связан со стадией конфликта между трудолюбием и чувством неполноценности[59] (6-12 лет). Главным кризисом этой стадии является возможность развития неполноценности. Если ребенок разрешает этот кризис, у него формируется трудолюбие, которое связано с чувством компетентности (третье основание самооценки). Нетрудно заметить, как важно ребёнку правильно пройти эту стадию.

Доктор Добсон считает, что это происходит далеко не всегда. Большинство детей, по его мнению, оканчивают школу с убеждением, будто они не обладают достаточными умственными способностями. Добсон перечислил категории детей, которым суждено иметь трудности в учебе[60]:

* Ребенок с пониженной способностью к обучению. Это дети, у которых способности для выполнения школьных заданий ограниченны. Ребенок может пытаться выполнить заданный урок, но ему ничего не удается сделать правильно. У него обычно возникают трудности при обучении чтению уже в первом классе. Он не понимает то, чему его учат .

* Полуграмотный ребенок. Такими детьми чаще всего оказываются те, у кого в семье говорят на двух языках, а ребенок ни на одном из них даже не научился говорить как следует .

Страницы: 1 2

Другие материалы:

История возникновения и развития понятия референтности
Впервые термин «референтная группа» встречается у Г. Хаймена в 1942 г. Он использовал это понятие для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивает себя при определении своего статуса [1]. Позже Т. Ньюком определял референтну ...

Дифферециальный диагноз
Основой построения диагноза шизофрении и отграничения ее от других психических заболеваний у взрослого человека - является специфическая для нее симптоматика - собственно шизофренические негативные или дефицитарные расстройства в виде эмо ...

Чувство взрослости
Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой- то мере взрослым человеком. Это субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11 ...