Школа.

Страница 2

* “Недотепа”. Это дети с нормальными способностями к обучению, но совершено неорганизованные, у которых отсутствует интерес к учебе .

* Ребенок из неблагополучной среды .

* Ребенок с запоздалым процессом развития. Это дети, чаще всего мальчики, не достигшие в своем возрасте достаточного уровня развития, чтобы начать учиться. Но, тем не менее, их направляют в школу, где они не в состоянии справиться с учебой .

Как мы уже отмечали, в школьный период оценивание происходит не только по внешности, но и по умственным способностям. Детей, обладающих живым умом и быстрой памятью, ценят выше, чем детей со средними способностями. Из них создают особые классы, их хвалят и ставят в пример другим. Обратное отношение к себе имеют дети с другим типом восприятия или памяти. Например, ребенок обладает медленным типом запоминания материала. Хотя ребенок умственно ничуть не уступает “отличникам”, он, пытаясь запомнить материал, замечает, что его сверстники гораздо быстрее справляются с этой задачей. Тот материал, который они запоминают за полчаса, ему нужно учить несколько часов. А проучив материал несколько часов, ребенок обнаруживает на уроке, что его сверстники, потратившие полчаса, знают урок гораздо лучше. В процессе обучения играют роль также и вербальные способности, т.е. умение рассказать. Есть дети, которые, даже зная материал, не могут его четко рассказать. Ребенок не понимает, что в этом нет его вины, что это его наследственность и что ему надо просто развить в себе то, что в других детях заложено при рождении. Таким образом, ребенок, оценивая себя, приходит к выводу, что он неспособный, это разрушает его чувство компетентности в учебе.

Как мы уже отмечали, направленность на тот или иной объект самооценивания меняется с возрастом. Кроме того, доминирующая область самооценивания зависит от пола. Есть приоритетные области, в которых мужчины и женщины должны чувствовать себя уверенно. Для мужчин такой доминирующей областью чаще всего является работа. Для женщин это, в первую очередь, семья и межличностные отношения[61]. Отсюда - разное соотношение мужской и женской идентичности. Юноша, не осуществивший своего профессионального самоопределения, не может чувствовать себя зрелым. Девушка может основывать свои притязания на взрослость на других показателях, например, наличии серьезных претендентов на ее руку и сердце (К. Гиллиген, 1982). Проблемы в доминирующей области самооценивания наиболее разрушительны для самооценки человека.

Мы живем в мире проблем. Не зависимо от того, какой здоровой самооценкой мы обладаем, она подвержена постоянным колебаниям, в зависимости от тех обстоятельств, в которых мы находимся. Студент, поступив на первый курс и получив серию отрицательных оценок, начинает сомневаться в своих способностях, не смотря на то, что школу он окончил с отличием. Серия неудач в личной жизни может убедить женщину в том, что она не привлекательна и непригодна для семейной жизни. Так, проблемы, с которыми мы сталкиваемся, делают вызов нашей самооценке, ставят под вопрос ее адекватность, влияют на нее и изменяют ее. Таким образом, наша самооценка подобна барометру, меняющемуся вместе с изменениями атмосферного давления.

Итак, как мы уже отмечали, самооценка человека базируется на 3-х столпах:

· ощущения себя любимым;

· чувство собственного достоинства;

· чувство компетентности.

Если в процессе развития ребенка пострадал, хотя бы один из них - значит здоровая самооценка нарушена, и стоит на неустойчивом фундаменте, что может дать о себе знать не только в детский, но и взрослый период.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Что такое психомоторика
Вопрос о причинах движений человека с давних пор интересовал ученых — анатомов, врачей, философов. В начале нашей эры уже была ясна сократительная функция мышц и роль двигательных нервов, но причины, вызывающие движение, оставались невыяв ...

Определение понятия «переговоры»
В этом случае самым продуктивным средством речевого манипулирования являются переговоры. Словари определяют переговоры как процесс, в котором вырабатываются взаимоприемлемые позиции сторон. Большей частью, переговоры представляют собой де ...

Психологическая характеристика дошкольного возраста
На первом году жизни (младенчество) ребёнок требует постоянного ухода со стороны взрослых. Его психические процессы ограничиваются по преимуществу ощущениями и восприятиями. Он начинает он начинает узнавать близких людей и окружающие его ...