Наследственные факторы.

Страница 1

Говоря о формировании личности, нельзя не сказать о влиянии внутренних задатков, передаваемых по наследству. Традиция, начатая еще Гиппократом, имеет большую поддержку и в настоящее время (Фрейд, Юнг, Кеттел, Айзенг, Маслоу, Роджерс, Шелдон). Среди психологов, придающих наследственности меньшее значение, следует назвать таких персонологов, как Бандура, Эриксон, Скиннер. Американские психологи, если рассматривать их как отдельную группу, - минимизировали роль факторов наследственности как детерминант поведения[41]. Советская школа психологии также всегда имела тенденцию к преуменьшению важности наследственных факторов.

Проведенные в последнее время психологические исследования показали важную роль генетических факторов в формировании внутреннего мира и поведения человека. Так, исследование, проведенное на близнецах, предоставляет надежное доказательство того, что эмоциональная устойчивость, экстраверсия, альтруизм и застенчивость передаются по наследству[42]. К другим личностным особенностям, которые имеют, как минимум, умеренно выраженный генетический компонент относят отчужденность, агрессивность, стремление к достижениям, лидерство, воображение и чувство благополучия[43].

Итак, основы человека закладываются в момент зачатия. Уже тогда будущая личность получает от родителей целый комплекс свойств и особенностей, и то, что получил ребенок по наследству уже частично предопределит возможные сферы, в которых в дальнейшем он будет чувствовать себя неполноценным. Это касается физических, умственных или социальных способностей.

К физическим относится, прежде всего, внешность. Важную роль играет также рост, сложение, физическая сила, наличие или отсутствие физических недостатков и серьезных болезней. Все это практически неизмененные константы, которые будут с человеком на протяжении всей его жизни и будут формировать впечатление окружающих о нем, которое, как мы уже заметили, будет сильно влиять на его самооценку, а особенно, на его внутренний образ. Особую роль этот фактор играет для представительниц женского пола.

Большую роль играют также умственные способности. Они, как и физические, тесно связаны с внутренним образом, а в частности, с чувством компетентности. Хотя умственные способности и могут быть развиваемы в течение жизни, все-таки они во многом зависимы от первоначально данных особенностей. В основном, высокие умственные способности большую роль играют в жизни мужчин, т.к. они ориентированы на цели и достижения.

Коммуникативные способности человека также играют важную роль. Это касается в основном личных особенностей человека. Во-первых, темперамент. Например, сангвиники чаще пользуются большим успехом в обществе, чем меланхолики. Они легче находят компанию, легче сближаются с людьми. Меланхолики, наоборот, склонны к замкнутости, к пессимистическому воззрению на жизнь, часто они менее приятны в общении, их внутренний мир иногда трудно понять, они очень ранимы и обостренно воспринимают незначительные для других мелочи. Эти особенности уже формируют какое-то отношение к носителю данного темперамента, его оценку другими и уровень уважения со стороны других. В свою очередь, то, как его оценивают другие, сильно влияет на его собственную самооценку. Так, например, если в течение продолжительного времени человек будет чувствовать, что с ним не хотят общаться, то эта рана у него останется на всю жизнь. И даже через годы, когда он будет в другом обществе и среди других людей, малейшие незначительные сложности в отношениях будут восприниматься им как знаки того, что он по-прежнему не приемлем для общения, что его избегают, и он неприятен.

Важную роль играет также эго-направленность ребенка. Если он интроверт, то вероятность обретения заниженной самооценки увеличивается еще более, т.к. ребенок будет склонен к замкнутости в себе, к зацикливанию на своих проблемах, низкой коммуникабельности. И чем больше таких отрицательных особенностей, тем сложнее будет любить такого ребенка окружающим, тем больший недостаток любви он будет испытывать, что будет влиять на другую составляющую самооценки, а именно, на ощущение себя любимым. Круг замыкается.

Стелла Чесс и Александр Томас в своем классическом труде “Темперамент и нарушения поведения у детей” выделили 9 темпераментов, которые позволяют, наблюдая за поведением новорожденного, определить его будущие характеристики и особенности[44]:

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Подбор и организация подвижных игр
Необходимый подбор игр для уроков физической культуры определяется программой. Однако на уроке и особенно во внеклассной работе можно использовать самые разнообразные подвижные игры, составленные самостоятельно или взятые из методической ...

Поведенческая составляющая «Я- концепции»
Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нр ...

Исследование самосохранительного поведения в нашей стране и за рубежом
Впервые в нашей стране пилотажные исследования самосохранительного поведения начала проводить небольшая группа социологов и демографов под руководством проф.А.И. Антонова, сначала в Центре по изучению проблем народонаселения (на экономиче ...