Самооценка дошкольника и условия ее формирования.

Другая психология » Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте » Самооценка дошкольника и условия ее формирования.

Страница 1

В психическом развитии человека, развитие и формирование умений играет важнейшую роль. Ценность личности человека измеряется в большей мере тем, что, как и для чего он умеет делать. Поэтому в содержании самосознания человека осознание им своих умений занимает одно из важных мест. Правильное осознание своих умений является не только средством и условием успешного обучения, но имеет также большое воспитательное значение, как фактор формирования лучших качеств личности.

Известно, что детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные активные проявления ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или ободрения. В дальнейшем совершая какое-либо действие, ребенок то и дело слышит: «это хорошо», « это плохо», « этого нельзя делать».вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или не правильности познаваемой им действительности. Дети, воспитывающиеся в детском саду, обладают довольно высоким уровнем оценки и самооценки. Это и понятно: их деятельность, их умения, их поступки направляются и организуются педагогом, который объективно оценивает деятельность детей, сравнивает их поступки и умения, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление сравнивать себя с другими, оценивать.

Конечно оценка воспитателя качеств и умений детей, играет большую роль в формировании детских оценок и самооценок. Однако, нельзя не учитывать и других факторов – оценку ребенка его родными, а также сверстниками.

Особенности детской оценки или самооценки заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «неумный». Многие дети среднего, а иногда и старшего дошкольного возраста употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались. Понятиями «хороший», «умный», «послушный» дети пользуются как тождественными, также как и понятиями « плохой», «неумный» вкладывают содержание понятия «непослушный». Вот примеры жесткой оценки качеств своих товарищей. Шестилетний Саша говорит: «самые хорошие у нас Люся и Галя. Люся даже лучше Гали, потому что она ни разу не получала замечания, а Галя один раз получила».

«Хорошие у нас Наташа, Мила и Аня, - говорит Вера. – Они хорошие, потому что не дерутся…» На вопрос: «кто же у нас в группе самый умный?» - эта девочка отвечает: « А у нас больше умных нет. Вот еще немножко умные Егор, Илюша и Женя, а больше никого нет, потому что все балуются».

Некоторые пятилетние дети употребляют сравнения «лучше», «хуже» в том же смысле что и понятия «хороший», «плохой», предпочитая оценивать при помощи таких выражений: «немножко хороший», «немножко плохой», «наравне».

На вопрос: «кто лучше всех поет песенки в группе?» Марина говорит: «Галя и я. Хорошо Лена поёт. А Галя и я немножко. Я немножко хорошо и Галя немножко хорошо».

Вера на вопрос: «Кто лучше всех умеет дежурить?», - отвечает: «Все ребята хорошо дежурят, все лучше».

Однако большинство детей пяти-семи лет правильно пользуются этими сравнениями, и там, где в своей оценке они могут опереться на конкретный наглядный материал, дети употребляют эти понятия адекватно.

Оценивая своих товарищей и самих себя с помощью понятий «хороший», «умный», «непослушный»,шестилетние и семилетние дети иногда пытаются разграничить эти понятия. Это говорит о том, что их отношение к другим детям и к себе становится более сознательным, что они обращают внимание на разнообразные стороны личностей своих товарищей, с которыми ребенок постоянно сравнивают самого себя. Вот примеры: «Самый хороший у нас из мальчиков Женя. Он никого не обижает, он за маленьких заступается, он всегда ругает тех, кто у них игрушки отбирает». «Самый умный Илюша. Он может считать до 1000.Он знает много улиц. Он знает много сказок и рассказов». «У нас в старшей группе ребят хороших много. Лида хорошо рисует и умеет все, все делать. И Сережа хороший, и я. Я сама умею рассказывать». «А еще хороший у нас Юра. Он всегда на зарядке и музыкальных занятиях ведет всех».

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Изучение мотивационного компонента готовности детей с нарушениями зрения к обучению в школе
Проблема школьной адаптации рассматривается в тесной взаимосвязи с вопросами психологической готовности ребенка к школьному обучению (С. А. Бадоева, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, В. С. Мухина, В. А. Пермякова и др.). Психологическая гото ...

Разработка рекомендаций по ресоциализации подростков воспитывающихся в условиях воспитательной колонии
Основным условием результативности процесса ресоциализации подростков с отклонениями поведением является наличие определенной педагогической системы. По определению Т.А.Ильиной, система - это выделенное на основе определенных признаков уп ...

Психологические механизмы в переговорном процессе
В искусстве ведения переговоров нередко используют речевую манипуляцию, в основном чтобы выдать результат принятия решения противоположной стороной за ее собственное. Для того, чтобы грамотно направить ход переговоров в нужное русло, исп ...