Сенсорное развитие детей с нарушением речи

Другая психология » Сенсорное развитие детей с нарушением речи

Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве; развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами [24]. Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Значение сенсорного развития несомненно: с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание; все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Баенская Е.Р. называла ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания [6].

Исследованиям в области сенсорного развития ребенка дошкольного возраста уделяли многие ученые (Б.Г. Ананьев [1], М.Э. Бернадская и И.В. Блинникова [11], А.В. Запорожец [14], О.Г. Солнцева [11] и мн. др.). В отечественной педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали Л.А. Венгер и Н.Б. Венгер [7], Э.Г. Пилюгина [29], А.П. Усова [36], и др. Разработка этой системы неразрывно связана с созданием теории восприятия в отечественной психологии Б. Ананьевым [2], Л. Выготским [9], Л. Венгером [7], А.Н. Леонтьевым [21] и др.

Актуальность настоящего исследования несомненна. На сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника в связи с тем, что, в последние годы, как указывает Г.А. Урунтаева [35], подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет. Дети с речевой патологией, в том числе с общим недоразвитием речи, как правило, имеют трудности в обучении, так как на основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для сенсорного развития и развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л.С. Выготский [9].

Таким образом, проблема сенсорного развития детей с речевой патологией приобретает все большее значение.

Другие материалы:

Функции эмоций
Для того, чтобы понять какую роль эмоции играют в нашей жизни, необходимо вначале рассмотреть основные функции эмоций. Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую же роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколь ...

Развитие высших психических функций у человека
Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства ...

Понимание человека в философии
С точки зрения М.К. Мамардашвили, проблемы человека как предмета философских исследований не существует. Не существует в том смысле слова, что философия с самого начала была вынуждена ввести в понимание мира такие абстракции, которые в ма ...