Роль мышления в познании

Страница 1

Познание развивается от незнания к знанию, от знаний менее полных и точных к более полным и точным знаниям. Этот процесс имеет сложный, противоречивый характер. Чувственное познание (или живое созерцание) протекает в трёх основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – это отражение отдельных, чувственно воспринимаемых свойств предметов материального мира: цвета, формы, запаха, вкуса и т.д.

Целостный образ предмета[1]

, возникающий в результате его воздействия на наши органы чувств, называется восприятием. Таково, например, зрительное восприятие растущего цветка или лежащей на столе книги, слуховое восприятие мелодий и т.д.

Более высокой формой чувственного познания является представление. Представление – это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если восприятие возникает только после непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется всегда, когда такое воздействие уже отсутствует. Таково, например, представление о человеке, с которым приходилось встречаться раньше, или о предмете, находившемся на месте происшествия.

Необходимо отметить, что у каждого отдельного человека представление об одном и том же предмете, лице и т.д. неодинаково: оно носит индивидуальные черты. В представления в большей степени, чем в ощущениях и восприятиях, проявляется активный характер чувственного познания. Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально, нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности (например, крылатый конь Пегас, получеловек-полулошадь Кентавр, ведьма, ангел, чёрт и т.д.). Такие представления образуются на основе ряда восприятий, являются их комбинацией, объединением в одно целое образов нескольких предметов действительности.

Ощущение, восприятие, представление – формы чувственного познания. Однако чувственное познание даёт нам знание о внешних свойствах предметов, об отдельных конкретных вещах. Только такими знаниями человек не может ограничиться. Он стремится к обобщению восприятия и представления, к проникновению в сущность вещей, к познанию законов природы и общества. А это невозможно без абстрактного мышления[2]

, составляющего вторую ступень познания действительности.

Мышление можно рассмотреть как особое свойство высокоорганизованной материи – мозга – отражать материальный мир в идеальных образах. Являясь продуктом биологической эволюции, мышление человека представляет собой вместе с тем продукт общественного развития. Оно возникло и развивалось в неразрывной связи с трудовой деятельностью и речью, свойственными только человеческому обществу.

В отличие от чувственного познания мышление отражает внешний мир в абстракциях. Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, от их индивидуальных особенностей, мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать закономерные связи.

Благодаря способности абстрагировать, мышление является высшей формой отражения внешнего мира. Ограничиваясь чувственным познанием, нельзя установить причинной зависимости между такими, например явлениями, как гром и молния, определить время наступления солнечного или лунного затмения, произвести расследование преступления и т.д.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Теория игры К. Грооса
Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению; у самых высших животных к прирождённым особенностям их органической натуры следует отнести и импульсивное стремление к д ...

Основные течения философско-психологической мысли средневековья
1. Схоластика как форма философствования. После Библейского послания все философско-психологические учения разделяются на 3 группы: 1) ищущие различия двух сфер - разума и веры; 2) философствующие "вне веры и против веры"; 3) ...

Функции лидера
Сложность роли лидера, находящегося в стадии — становления, может быть раскрыта путем рассмотрения тех многообразных функций, которые входят в позицию лидера. Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководи ...