Систематика шизофрении

Другая психология » Симптомы шизофрении » Систематика шизофрении

Страница 1

Формы шизофрении

До сих пор принято выделять 4 основные формы шизофрении:

1. кататоническая;

2. параноидная;

3. гебефреническая;

4. простая.

Выделение определенных форм (типов) болезни вполне закономерно, т.к. различие в клинической симптоматике - прежде всего выражение патогенетических особенностей разных форм заболевания.

Простая форма - в большинстве случаев начинается в пубертатном и юношеском возрасте (14-20 лет). Характерно медленное, крайне постепенное, как бы "крадущееся" (по О. В. Кербикову), течение. В начале болезни обнаруживаются черты вялости, пассивности, ослабления активности. Ранее живой подросток утрачивает тягу к общению, живость интересов. Тяготится учебой и перестает ей интересоваться, пропускает занятия. Сужается круг интересов больного, появляется холодное и неприязненное отношение к родным и друзьям. Иными словами, нарастающая пассивность больного выявляется наряду с эмоциональной тупостью, хотя еще и не резко выраженной. На этом фоне возможны неврозоподобные (псевдоневрастенические) расстройства. Позже больной теряет интерес не только к учебе, но и к своим близким, окружающему, своей судьбе. Эмоциональная тупость становится более выраженной, более четко обнаруживаются и особые ассоциативные расстройства в виде атактических замыканий. Больной перестает следить за собой, теряет интерес к своей внешности, обнаруживает выраженную абулию. Заболевание течет непрерывно, не давая спонтанных ремиссий, с быстрым формированием слабоумия по специфическому шизофреническому типу.

Продуктивная симптоматика возможна в начале заболевания и обычно весьма скудна, в виде кратковременных галлюцинаторных эпизодов и не стойких отрывочных бредовых идей преследования, отношения, особого значения. В большинстве случаев заболевание течет непрерывно на протяжении многих лет, проявляясь лишь собственно шизофренической симптоматикой и завершается специфическим слабоумием. Эта форма заболевания является самой злокачественной, всегда ведет к ослабоумливанию и имеет непрерывно-прогредиентный тип течения.

Гебефреническая форма - начинается в юношеском возрасте, чаще до 18 лет, но может начаться и позже. В начальном периоде возможны неврозоподобные проявления в виде аффективных реакций, капризности, неустойчивости настроения чаще истероформного характера. Такое постепенное неврозоподобное начало на фоне нерезко выраженного охлаждения к родителям и формализации отношений с близкими может затягиваться на месяцы. Затем возникают картины весёлого поведения с чертами особой двигательной расторможенности и дурашливости, могут появляться и депрессивные состояния. Появляются черты резонерства; речь больного обильная, мало конкретная, с утратой четкости и потерей первоначальной темы. В речи уже обнаруживаются атактические замыкания. Довольно быстро на первый план в симптоматике выходит гебефренический синдром с картиной дурашливости, шаловливости, детскости в поведении; больные все время в движении, ходят по палате и коридору, бегают по койкам, все время громко разговаривают и кричат, громко хохочут, принимают величественные позы, отдают воинскую честь, строят гримасы, вытягивают губы хоботком, говорят с детским сюсюканьем. Характерны импульсивные действия, неожиданные выходки, нелепые шутки. В целом, поведение больных приобретает характер клоунады. Вместе с этим, в период развёрнутой гебефренической картины ярко выражены все основные шизофренические расстройства. Больные холодны к родным, безразличны к своему положению и своей судьбе, эмоционально неадекватны. Выражение лица вычурное, мимика манерная, наблюдаются двигательные и речевые стереотипии, вычурные движения, парапраксия. Обычно налицо все формы атактического мышления: резонерство, атактические замыкания, неологизмы, порой столь обильные, что речь больных достигает степени атактической спутанности и становится непонятной.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Теория формирования научных понятий у школьников
Свою концепцию построения учебной деятельности, рассчитанную на усвоение учащимся младших классов научных понятий, предложил В.В. Давыдов. Система обучения, сложившаяся в 30 – 50 – е годы и в основном еще сохранившаяся в настоящее время, ...

Теоретические подходы к изучению лидерства
В исследовании лидерства выделяют три основных подхода – теория личностных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход. Начиная с 1920-х годов, последователи теории личностных качеств пытались выяснить, какие характеристики челове ...

Когнитивная составляющая « Я- концепции»
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными мнении, являются ли они истинными или ложными. Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных : “надежный”, “ общительный”, “сильный”, “ ...