Предмет и задачи психологической антропологии. Концепция происхождения этносов Л.Н. Гумилева

Другая психология » Современные теории антропологической психологии » Предмет и задачи психологической антропологии. Концепция происхождения этносов Л.Н. Гумилева

Страница 3

Обычно принято делить этносы на три типа. К самому раннему типу относится род и племя, характерные для первобытнообщинного строя. Второй тип этноса — народность — обычно связывается с рабовладельческой и феодальной формациями или же употребляется для обозначения этнических общностей и групп, населяющих страну и имеющих те или иные формы национально-территориальной автономии. Третий тип этноса— нация возникает с развитием капиталистических отношений и

всемерной интенсификацией экономических связей. Вместе с тем следует помнить, что подобное деление этносов все же не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей и не означает, что процесс их образования и развития обязательно достигает последней стадии.

Нация (с лат. natio народ) — большая социальная группа, высший этап развития этноса, представляющий собой определенную чрезвычайно сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также очень тесными экономическими связями.

В западной политологии и социологии существуют различные теории нации. «Психологические» теории сводятся к осмыслению культурно-психологической общности людей, объединенных единой судьбой (О. Бауэр). В «историко-экономических» теориях нация представлена как простое продолжение в новых условиях родоплеменных связей, как общность людей, основными признаками которой являются язык и территория.

В советской научной литературе считалась единственно правильной историко-экономическая теория. Ее основатель Н. К. Каутский основными признаками нации называл общую территорию, общность экономической жизни, языка, традиций. Идеи Каутского легли в обнову определения нации, которое дал в 1913 г. И. В. Сталин: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры».

В настоящее время российские ученые, например А.О. Бороноев и В.И. Павленко, определяя понятия «нация», «национальность», подходят к ним по двум параметрам:

«Во-первых, национально-государственным, культурным атрибутам, по той объективной символике, которая подчеркивает некоторую целостность (культурную, территориальную, хозяйственную);

во- вторых, по субъективной реакции, по социальной идентификации индивидов, по их ценностным ориентациям, т.е. каждый индивид национален, с одной стороны, объективно, с другой,— субъективно, сознательно, он признает себя частью той или иной общности, культуры».

Понятие «нация» несколько шире и сложнее понятия «этнос», «этническая группа», поскольку в любую нацию могут входить представители нескольких этнических групп, осознанно идентифицирующих себя с конкретной национальностью и самоопределяющихся в отдельную, территориально-государственную и (или) социокультурную систему. А.Д. Карнышев считает, что «если взять шкалу, на одной стороне которой будут осознанные политические предпочтения людей, а на другой — их социально- психологические установки, то понятие «нация» более политизированное, обладающее повышенной «дифференцирующей мощностью». Каждая этническая группа может относиться к определенной нации, но одна она далеко не всегда составляет нацию. К какой нации отнесут себя такие люди чаще всего зависит от их осознанных политических и нравственных воззрений, а не только от формальной записи в паспорте. Кстати, русскими во многих зарубежных странах воспринимают представителей различных национальностей российского государства».

Главную роль в формировании и развитии нации играют социально-экономические факторы. Первые нации возникли в период распада феодализма и становления капиталистической гoсударственности. Экономической основой возникновения наций явились частная собственность на средства производства, ликвидация феодальной раздробленности, укрепление экономических связей между отдельными этническими общностями, объединение местных рынков в общенациональные. Движущей силой возникавших тогда наций, была буржуазия, стремившаяся к объединению отдельных народов в рамках единого государства, обеспечению благоприятных условий для своего свободного развития.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Причины возникновения конфликтов
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений о ...

Проблемы организации пространственно-предметного компонента
Развитие образования на современном этапе возможно только при условии использования психологических особенностей, закономерностей и принципов развития обучающегося (развития познавательной, личностной, эмоционально-волевой, телесной и дух ...

Ценности как индивидуальный и социальный феномен
Проблематика ценностей находится на пересечении нескольких разделов психологии и смежных наук. Ценности, их система являются очень важным аспектом личности. Система ценностей как составляющая Я-концепции определяет мировоззренческие аспек ...