Предмет и задачи психологической антропологии. Концепция происхождения этносов Л.Н. Гумилева

Другая психология » Современные теории антропологической психологии » Предмет и задачи психологической антропологии. Концепция происхождения этносов Л.Н. Гумилева

Страница 2

Уже на ранних этапах своего существования люди имели определенные роли и самым тщательным образом исполняли их.

Выполнение предписанных ролей, соответствующих происхождению, кругу общения и образованию, формировало и развивало людей.

Наиболее значимыми в социальной структуре являются такие группы, как классы, этносы, нации, религиозные конфессии. Каждая из этих групп в свою очередь состоит из многочисленных составляющих их элементов, в результате чего социальная жизнь общества напоминает нечто вроде картинки калейдоскопа, в котором, с одной стороны, возникают самые разные фигуры и их сочетания, а с другой, — присутствует определенная система и порядок.

Психологическая наука обычно различает следующие виды групп:

- статистические (мужчины, женщины, старики и т.д.) и естественные;

- большие (классы, нации, партии, религиозные) и

- малые (с 3 до 5 человек); организованные и неорганизованные.

Разделение групп на виды — не самоцель, так как представителям каждой из них присущи свои социальные и психологические особенности.

Массы (с лат. classis разряд, группа) — это группы людей складывающиеся по отношению к средствам производства, по распределению прибыли в зависимости от того, кто является владельцами средств производства. Человек, которому принадлежат станки, здания, различное производственное оборудование, играет решающую роль в распределении прибыли, несет ответственность за результаты деятельности своего предприятия. Это класс собственников. С другой стороны, большую часть населения составляют люди, не имеющие в своем владении средств производства и зарабатывающие на жизнь трудом за счет их аренды.

Классовая структура общества менялась неоднократно. Она длительное время оказывала самое серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности человечества, определяя имущественное и социальное положение составляющих его элементов, Недооценивать ее нельзя, но и переоценивать тоже.

В России в результате начатых реформ в настоящее время происходит резкое социально-классовое расслоение общества, и ожидать, что этот процесс будет происходить бесконфликтно, просто наивно. Вместе с тем нужно иметь в виду, что в остальных государствах нашей планеты начиная с середины ХХ в. вплоть до сегодняшнего времени наблюдается снижение значимости классового фактора, классового начала в развитии человечества. Соответственно и в жизни общества в целом, и в жизни отдельного человека повышается роль других общественных связей, других элементов социальной структуры общества. И первую очередь это можно сказать о таком явлении как этносы.

Понятие «этнос» не является привычным в нашем повседневном пользовании и общении, хотя оно все чаще звучит в теле- и радиопередачах. К нему чаще обращаются в последнее время российские политики и государственные деятели. Для нас более, знакомы слова «национальность», «нация».

Этнос (с греч. племя, группа, народ) — исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая едиными языком и культурой, а также общим самосознанием., «Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретных народов».

Выдающийся российский географ и историк Л. Н. Гумилев считал, что этнос — явление географическое, всегда связанное с ландшафтом, который кормит приспособившихся к нему людей и развитие которого зависит в то же время от особого сочетания природных явлений с социальными и искусственно созданными условиями. Вместе с тем он всегда подчеркивал психологическое своеобразие этноса, считая, что это — «коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим коллективам не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности и подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей, определяющего противопоставление «мы и они» и деление на своих и чужих».

Жизнь этноса, считал Гумилев, подобна жизни человека; как и человек этнос смертен. Эти представления российского ученого до сих пор вызывают

споры и критику со стороны его оппонентов, однако если последующее развитие этносов и его исследования подтвердят цикличность их существования, тогда станет понятно, почему на смену одним общностям приходили другие.

Любой этнос всегда проявляет себя как сложная социальная система. Поэтому он имеет массу различных характеристик, с одной стороны, сходных с другими общностями, а с другой,— выделяющих его среди них. Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни. Однако в результате миграций, вызванных различными историческими причинами, территория современного расселения этносов не всегда компактна, и многие народы могут быть расселены в пределах нескольких государств. К признакам, выражающим системные свойства существующего этноса и отделяющим его от других, относятся язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Игра и возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Игры, рекомендуемые школьной программой, направлены на решение не только образовательных, но также воспитательных и оздоровительных задач. Это особенно важно, так как всех, кто причастен к педагогике беспокоит гиподинамия детей. Двигатель ...

Особенности труда дошкольников
Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отно­шения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных ...

Факторы, вызывающие эмоции
Как было сказано выше, эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практиче ...