Аль-Кинди одним из первых на Востоке призывал к объединению усилий ученых с целью использования «плодов исследования наших предшественников» и достижения истинных знаний.
Иранский ученый – энциклопедист, рационалист и вольнодумец. Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Для его научных изысканий характерны свобода от догматизма, использование эксперимента, практическая направленность проводимых физиологических исследований. В основе его мировоззренческой концепции лежит учение о пяти вечных началах: творце, душе, материи, пространстве, времени. Материя с ее атрибутами, по его взгляду, есть равноценное с богом начало.
В психологических взглядах известного иранского мыслителя и естествоиспытателя – автора «Книги всеобъемлющей», мы находим советы не следовать слепо Гиппократу и Галену, а строить врачебную науку на результатах наблюдений и опытов. Особую роль в своей научной деятельности Ар-Рази отводил решению психофизиологической проблемы. В этой связи он экспериментально обосновывал тесную связь души и тела. В теории познания ученый придерживался подходов материалистического сенсуализма.
Научное наследие «второго учителя» (после Аристотеля) велико и разнообразно. Из написанных им более ста работ выделяются труды по классификации наук, философии, логике, политике. Ряд трактатов посвящены проблемам психологии: «О душе», «О силе души», «Разум и понятие», «О многом и единственном», «О разуме», «Существо вопросов».
Все явления мира ученый объясняет, исходя из признания естественных закономерностей. Поэтому, решая психофизическую проблему, он пишет, что «субстанция души существует отрешенно от материи», но «дарователь форм создает ее тогда, когда появляется нечто» – тело. Первое вместилище души находится в глубине сердца. «Душа не может существовать раньше тела,… не может переселяться из одного тела в другое…. Состояния души могут быть разными».
Мыслитель выделяет существенные признаки людей: «От всех животных человек отличается особыми свойствами, ибо у него имеется душа, из которой возникают силы, действующие через посредство телесных органов, и, кроме того, у него есть такая сила, которая действует без посредства телесного органа; этой силой является разум. (…) Ни одна из этих сил не существует оторвано от материи. К этим силам относится и практический разум – тот, который выводит, какие действия, свойственные людям, должны быть осуществлены». Это положение привело Аль-Фараби к концепции деятельного человеческого разума, согласно которой люди обладают здравым смыслом и используют свой ум для решения нравственных проблем.
Другие материалы:
Связь типа учебного заведения с мотивационным профилем субъекта
образовательной среды
Цель проведения нашего исследования заключалась в проверке ряда гипотез о различиях в мотивационных профилях в группах студентов и преподавателей ВУЗов, отличающихся по типу образовательной среды в них, т.е. в зависимости от их профессион ...
Психологический анализ конфликтной ситуации в классном коллективе
Конфликты среди учеников происходят довольно часто и, по мнению учителей ''являются обычным делом для школы". Наверно основные поводы конфликтов между учениками - зависть, грубость, хамство, жестокость, озлобленность, агрессивность. ...
Основные течения философско-психологической мысли средневековья
1. Схоластика как форма философствования. После Библейского послания все философско-психологические учения разделяются на 3 группы:
1) ищущие различия двух сфер - разума и веры;
2) философствующие "вне веры и против веры";
3) ...
Главные разделы