Развитие психологических идей восточного мира

Страница 2

Аль-Кинди одним из первых на Востоке призывал к объединению усилий ученых с целью использования «плодов исследования наших предшественников» и достижения истинных знаний.

Иранский ученый – энциклопедист, рационалист и вольнодумец. Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Для его научных изысканий характерны свобода от догматизма, использование эксперимента, практическая направленность проводимых физиологических исследований. В основе его мировоззренческой концепции лежит учение о пяти вечных началах: творце, душе, материи, пространстве, времени. Материя с ее атрибутами, по его взгляду, есть равноценное с богом начало.

В психологических взглядах известного иранского мыслителя и естествоиспытателя – автора «Книги всеобъемлющей», мы находим советы не следовать слепо Гиппократу и Галену, а строить врачебную науку на результатах наблюдений и опытов. Особую роль в своей научной деятельности Ар-Рази отводил решению психофизиологической проблемы. В этой связи он экспериментально обосновывал тесную связь души и тела. В теории познания ученый придерживался подходов материалистического сенсуализма.

Научное наследие «второго учителя» (после Аристотеля) велико и разнообразно. Из написанных им более ста работ выделяются труды по классификации наук, философии, логике, политике. Ряд трактатов посвящены проблемам психологии: «О душе», «О силе души», «Разум и понятие», «О многом и единственном», «О разуме», «Существо вопросов».

Все явления мира ученый объясняет, исходя из признания естественных закономерностей. Поэтому, решая психофизическую проблему, он пишет, что «субстанция души существует отрешенно от материи», но «дарователь форм создает ее тогда, когда появляется нечто» – тело. Первое вместилище души находится в глубине сердца. «Душа не может существовать раньше тела,… не может переселяться из одного тела в другое…. Состояния души могут быть разными».

Мыслитель выделяет существенные признаки людей: «От всех животных человек отличается особыми свойствами, ибо у него имеется душа, из которой возникают силы, действующие через посредство телесных органов, и, кроме того, у него есть такая сила, которая действует без посредства телесного органа; этой силой является разум. (…) Ни одна из этих сил не существует оторвано от материи. К этим силам относится и практический разум – тот, который выводит, какие действия, свойственные людям, должны быть осуществлены». Это положение привело Аль-Фараби к концепции деятельного человеческого разума, согласно которой люди обладают здравым смыслом и используют свой ум для решения нравственных проблем.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

История возникновения научного интереса к сновидениям
Донаучный период интереса человека к сновидениям имеет длительную историю. Сколько пребывает человечество на земле, столько существует этот интерес. Тема сновидений этого долгого исторического этапа окутана пеленой тайны и мистики. Она в ...

Концептуальная модель Семёнова И.Н.
Рассмотрев предмет и методологию рефлексивного подхода в целом, необходимо перейти к более конкретному рассмотрению рефлексивного компонента в школе Семёнова И.Н. В результате теоретико-экспериментальных исследований в 1971-1991 гг. откр ...

Пьянство родителей и несчастье детей
В работах А.М. Чегота и Д.И.Шестакова «Социальное зло – алкоголизм. Семья и право», изданный в 1988 г., приведены следующие примеры: «Открыли свиную тушенку, хозяйка варит картошку, а хозяин достал большую бутылку самогона и разливает по ...