Концептуальная модель Семёнова И.Н.

Другая психология » Рефлексивные процессы в управлении » Концептуальная модель Семёнова И.Н.

Страница 1

Рассмотрев предмет и методологию рефлексивного подхода в целом, необходимо перейти к более конкретному рассмотрению рефлексивного компонента в школе Семёнова И.Н.

В результате теоретико-экспериментальных исследований в 1971-1991 гг. открыт факт неоднородности рефлексии, установлена ее ведущая, системообразующая роль в организации мышления и возникновения инсайта, а также определена ее технология через дифференциацию таких видов рефлексии

, как:

Ø Интеллектуальная (осознание средств решения данной проблемы, осмысление их предметных оснований)

Ø Личностная (осмысление субъектом себя не только как деятеля или решателя задач, но и как целостной личности, реализующей при этом свою индивидуальность)

Ø Межличностная

Ø коммуникативная (рефлексия группового общения)

Ø кооперативная (рефлексия групповой совместной деятельности)

Ø экзистенциальная

Ø культуральная (стремление к высшим творческим достижениям в профессии)[6]

Модель разработана на материале дискурсивного мышления при решении творческих задач. Систематическому анализу подвергаются речевые высказывания человека, возникающие по ходу решения задачи. В модели отображается последовательность преобразований содержательной и смысловой структур мыслительной деятельности.

Мыслительный процесс рассматривается как целостная организация качественно различных направлений познавательной деятельности. Уровни творческого мышления

различаются по тем объектам, на которые направлено творческое мышление.

Согласно новой модели, мышление осуществляется при взаимодействии пяти его основных уровней:

1. коммуникативного

2. личностного

3. рефлексивного

4. предметного

5. операционального

К содержательным высказываниям относятся предметные и операциональные высказывания.

На операциональном

уровне мысль фиксируется на отдельных конкретных действиях. Операциональные высказывания в ходе решения творческой задачи выражают пробы и ошибки, которых всегда больше, чем правильных ходов.

На предметном

уровне движение мысли направлено на анализ конкретной действительности.

В смысловом движении выделяются следующие тесно связанные между собой составляющие:

Ø Рефлексивная

, в которой выражается отношение субъекта к процессу содержательного движения в решении задачи (с ее помощью происходит осмысление и переосмысление движения в содержании задачи). Именно этот уровень является главным, центральным при решении творческой задачи, так как именно он обеспечивает такие важные характеристики, как системность, целостность, конструктивность. Именно на данном уровне происходит интенсификация рефлексии, за которой следует инсайт в творческом процессе.

Ø Личностная

, в которой выражается отношение субъекта к самому себе (с ее помощью осуществляется осмысление и осознание человеком себя в качестве целостной личности, выполняющей роль субъекта мышления при решении задачи). Личностный уровень не так значим, как рефлексивный, потому что мы мыслим, решаем творческую задачу, а не задачу с личностным смыслом (к примеру, задачу общения, где стоит несколько иная цель).

Ø Коммуникативная

, в которой выражается попытка испытуемого найти энергетический ресурс в лице экспериментатора, тех подсказок, которые он даёт.

Важно отметить, что различные типы рефлексивных высказываний могут выступать и как индикаторы этапов решения, что имеет определенное диагностическое значение.

Можно выделить два основных типа психологических, интеллектуальных систем: продуктивную и репродуктивную. Их характеристике уделяется большое внимание в школе Семёнова И.Н. через анализ соотношения содержательных и смысловых функций высказываний. Однако сами вербализованные смыслы являются продуктом длительного смыслового развития, происходящего в форме невербализованных смыслов.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Драматизация сказок дошкольниками
Завершающим этапом работы со сказкой является из драматизация. При этом я рассматриваю драматизацию как один из видов театрализованной ( театрально- игровой) деятельности детей дошкольного возраста, целью которой является раскрепощение ка ...

Уровни управления стрессом
Чтобы понять, какими бывают уровни управления стрессом, давайте представим себе дерево стресса. Как и всякое дерево, оно имеет корни, ствол и крону. Это вредное дерево. Его листья – симптомы стресса, плоды – болезни, к которым приводит с ...

Особенности речи в межличностных отношениях
Межличностную коммуникацию определяют как взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые находятся в пространственной близости и в большой мере доступны друг другу, т.е. имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друг ...