Систематическая десенситизация в реальной жизни.

Другая психология » Систематическая десенситизация и имплозивные методики » Систематическая десенситизация в реальной жизни.

Страница 2

Вариантом методики систематической десенситизации является контактная десенситизация, которая чаще используется при работе с детьми. Здесь также составляется список ситуаций, ранжированных по сте­пени испытываемого страха. Однако на втором этапе кроме побуждения врачом пациента к телесному кон­такту с объектом, вызывающим страх, присоединя­ется еще и моделирование (выполнение другим па­циентом, не страдающим данным страхом; действий по составленному списку).

Еще одним вариантом десенситизации, приспособ­ленным для лечения детей, является эмотивное воображение

. При этом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему легко отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых участвует этот герой. Врач при этом на­правляет игру ребенка таким образом, чтобы он в образе этого героя постоянно сталкивался с ситуациями, вызывающими страх. Методика эмотивного во­ображения включает 4 стадии.

1. Составление иерархии вызывающих страх объек­тов или ситуаций.

2. Выявление любимого героя ребенка, с которым он бы легко себя идентифицировал. Желательно, что­бы это был сильный, активный герой, умеющий пре­одолевать опасности, не уходящий от них. Выясне­ние фабулы возможных действий, которые ребенок в образе этого героя хотел бы совершить.

3. Начало ролевой игры. При закрытых глазах ребен­ка просят вообразить ситуацию близкую к повседнев­ной жизни, и постепенно вводят в нее его любимого ге­роя, достигая отождествления ребенка с этим героем.

4. Собственно десенситизация. После того как ребенок достаточно эмоционально вовлекается в игру, в фабулу действия вводится первая ситуация из списка. Если при этом у ребенка не возникает страх, продолжают развивать фабулу игры, переходя к следующим ситуациям, и т. д.

Методика, подобная эмотивному воображению, может быть проведена in vivo (в реальной жизни). Она состоит из тех же 4 стадий, но ролевая игра и десенситизация проводятся in vivo с возможным уча­стием в игре терапевта и других детей.

1.3. Оценка эффективности систематической десенситизации.

Клиенты оценивают систематическую десенситизацию (десенсибилизацию) как весьма приемлемую форму терапии. Такая оценка связана с тем, что они погружаются в ситуации страха только до уровня, при котором они чувствуют себя комфортно.

Систематическая десенситизация может приме­няться при широком круге фобий, однако есть огра­ничения в ее использовании. Если тревога и страх связаны с реальным дефицитом определенных навы­ков, охраняют человека от дезадаптивного поведения, то прежде чем приступать к систематической десен­ситизации, пациент должен освоить соответствующие навыки, например, при страхе знакомства.

Систематическая десенситизация оказалась эффек­тивной для решения таких проблем, как боязнь экза­мена, страх выступления перед аудиторией, соци­альные тревоги и страхи, сексуальные нарушения;

Систематическая десенситизация эффективна при лечении разнообразных фобических состояний. Этот метод демонстрирует меньшую эффективность для уп­рочения нового адаптивного или изменения дезадаптивного, поведения.

Систематическая десенситизация в классическом варианте больше подходит для работы со взрослыми. Для применения этого метода у детей нужны опреде­ленные модификации.

Многочисленные исследования посвящены вопро­су о том, какие факторы лечебного действия опреде­ляют эффективность данного метода, какие из них являются необходимыми и достаточными для эффек­тивного проведения систематической десенситизации.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Работа психолога в школе
Должность психолога-педагога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление. В некоторых школах созданы психологические службы, где работают несколько психологов. Необходимо, чтобы ребенок ...

Периодизация жизненного цикла человека в теории психосоциального развития Э. Эриксона
Ограничения концепции развития личности З.Фрейда были компенсированы в теории развития эго-идентичности (тождественности Я) Э.Эриксона, который был последователем Фрейда, развивал психоанализ, однако внес существенные изменения в понимани ...

Историко-социологические исследования семьи
На каждом историческом этапе семья обладает определенными формами и сущностными характеристиками, которые могут быть поняты посредством изучения их количественных и качественных, временных и пространственных, закономерных и случайных, объ ...