Систематическая десенситизация.

Страница 5

Фобии, связанные но смертью,

1. Нахождение рядом с гробом покойника — 100.

2. Участие в похоронах на небольшом расстоянии от гроба— 90.

3. Участие в похоронах на отдалении от гроба— 80.

4. Получение известия о смерти молодого челове­ка от сердечного приступа — 70.

5. Проезд мимо кладбища (в зависимости о рассто­яния) — 55-65.

6. Столкновение с похоронной процессией — 40-50.

7. Столкновение с человеком, несущим похорон­ный венок — 30-40.

8. Получение информации о смерти пожилого че­ловека — 25.

9. Посещение больницы — 20.

10. Проезд или проход мимо больницы — 10.

11. Столкновение с санитарным транспортом — 5.

В связи с тем, что у пациента могут быть различные фобии, все ситуации, вызывающие страх, делятся на определенное число тематических групп. Для каждой группы пациент должен составить список ситуаций от самых легких до самых тяжелых, вызы­вающих выраженный страх.

Ранжирование ситуаций по степени испытывае­мого страха желательно проводить вместе с врачом. В случае если шкала будет иметь пропуски, то есть отсутствуют ситуации, оцениваемые определенным баллом, надо предложить пациенту еще раз вспом­нить и записать ситуации, которые будут сопровож­даться страхами такого уровня (например, при про­пуске в шкале 5 и 6 баллов, примерно оцениваемые в 5 и 6 баллов). После заполнения всей шкалы (или нескольких при полиморфных фобиях) второй этап заканчивается.

Собственно десенситизация — третий этап мето­дики.

Обсуждается общий план лечения, содержание контрольных сцен и методика получения обратной связи от пациента о наличии у него тревоги после предъяв­ления проблемных ситуаций. Чаще всего информа­ция о тревоге дается путем подъема указательного пальца правой руки. Такой способ получения обрат­ной связи используется, поскольку во время сеанса все разговоры запрещены. Пациент инструктируется о необходимости сообщать о наличии у него малейшей тревоги после любого представления ситуации.

Контрольной является сцена, связанная в прошлом опыте клиента с состоянием глубокого покоя и рас­слабления. Например, представление себя лежащим на пляже, на берегу моря или реки, или лежащим в постели в состоянии полного расслабления, или си­дящим в таком состоянии в кресле и т. д. Контрольная сцена используется, чтобы снять появившуюся тре­вогу и отвлечь внимание пациента от фиксации на предъявляемой сцене. Обучение представления кон­трольных сцен используется для облегчения вообра­жения проблемных ситуаций из списка.

Цикл начинается с представления цервой, ситуации из списка. Пациент представляет ситуацию 5 - 7 секунд. Далее следует расслабление в течение 30 секунд. Потом пациент дает обратную связь о наличии тревоги, если она имеется, поднимая указатель­ный палец правой руки. Тогда предъявляется контрольная ситуация в течение примерно 20 секунд, и весь цикл повторяется вновь. При отсутствии тревоги цикл включает предъявление ситуации, расслабле­ние. Представление ситуации повторяется несколько раз, и если у пациента тревога не возникает после трех предъявлений, то переходят к следующей, бо­лее трудной ситуации из списка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Факторы, вызывающие эмоции
Как было сказано выше, эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практиче ...

Ситуативная и личностная тревожность интраверта
Отличительной чертой интраверсии, в отличие от экстраверсии, которая прежде всего связывается с объектом и данными, является ориентация на внутренние личностные факторы.[1] Интроверты прежде всего интересуются собственными мыслями, своим ...

Деятельностный подход
Работами психологов показано, что память человека является сложной организованной деятельностью, зависящей от многих факторов, уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов. Поэтому следовало ожидать, что психическа ...