Истоки психики живых существ и становление низших форм поведения и психики

Другая психология » Развитие психики человека и животных » Истоки психики живых существ и становление низших форм поведения и психики

Страница 1

Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть не одно, а два философских понятия природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. По первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, развиваются по своим законом. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

По материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Уже к простейшим живым существам – одноклеточным – свойственны близкие к психике явления, к примеру: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнею активность биологически значимые раздражители, также память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.

В представлении материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.

Первые же признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству.

Позднее в процессе эволюции у живых существ появляется специальный орган – нервная система, функция которого является в управлении развитием, а также поведением и воспроизводством. По мере развития нервной системы и усложнения и совершенствования, отделение и обособление от других тканей и органов, выделение и дифференциация ганглиозных структур. Также оформление головного и спинного мозга, появление и развитие коры головного мозга, сначала древней, затем старой и новой. Дальше происходило усложнение связей между ц.н.с. и другими органами тела. В дальнейшем шло развитие форм поведения (деятельности). Наслоение, (иерархизация) уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память. А также представление, мышление, сознание, рефлексия и т.д.

Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики. Механизм данного процесса, по-видимому, тот же самый, с помощью которого описывается и представляется эволюция живых существ.: Приобретение организмом новых свойств и органов в результате изменений, происходящих в генотипе; приспособление к среде и выживание тех существ, чьи свойства и органы (старые и вновь приобретенные в результате мутации) оказались наиболее полезными с точки зрения жизнеобеспечения, выживания и адаптации.

Важным стимулом к развитию по моему и нее только моему мнению явилось усложнение самих по себе условий жизни, которое требовало изменения строения организма, появления способности отражать мир, лучше ориентироваться в нем. Можно сказать, что первопричиной совершенствования психики явилась сама действительность: она потребовала, чтобы у живых существ появились сложная нервная система и высшие уровни психического отражения. Такова общая точка зрения на происхождение и развитие психики, разделяемая материалистами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Теории ранней селекции
Во время Второй мировой войны и сразу после нее многие психологи принимали участие в решении задач проектирования и эксплуатации сложной военной техники. Анализ взаимодействия человека с техническими системами потребовал нового, общего яз ...

Психологические особенности старшего и младшего ребенка
Между братьями и/или сестрами образуются значимые и долговременные привязанности, начинающиеся в младенчестве, хотя часто младшие дети более привязаны к старшим, чем те к ним. Младенцы нередко сильно привязываются к старшим сиблингам и бы ...

Понимание человека в педагогике
Развитие педагогической теории предполагает интеграцию научных знаний о мире и человеке. Такая интеграция особенно необходима в наше время, когда речь идет о создании "Новой педагогики"[29]. Без ответов на вопросы о месте, сущно ...