Истоки психики живых существ и становление низших форм поведения и психики

Другая психология » Развитие психики человека и животных » Истоки психики живых существ и становление низших форм поведения и психики

Страница 5

Особенно большой вклад в изучение мышления и интеллектуального поведения животных внес немецкий ученый В. Келер. Именно он впервые доказал, что высшим животным – человекообразным обезьянам – свойственны интеллектуальные формы поведения, инсайд и способность к изготовлению элементарных орудий. Келер экспериментировал также с собаками.

Опыт 3) Неподалеку от стены дома образуется квадратное, 2*2 м, пространство, обнесенное невысоким забором (Приложение 1. рис. 1). Одна его сторона, отдаленная от стены на 1м, расположена, параллельна стене, образуя проход длиной в 2м. Один конец прохода закрывают решеткой и в

направлении от А к Б вводят в этот проход собаку (направление указано на рисунке стрелкой). Там она некоторое время ест корм. Когда он съеден и собака еще не насытилась, на место, указанное на рисунке буквой В, кладется новый корм. Некоторое время собака смотрит на него, кажется озадаченной, но затем быстро разворачивается на 180° и обегает вокруг забора по плавной пунктирной линии, без остановок.

Опыт 4) Обезьяну – шимпанзе – помещают в большой вольер, за пределами которого на значительном расстоянии кладется приманка. Животное не может ее достать непосредственно лапами. Но в клетке, где оно находится, имеется две палки небольшой длинны, каждой из которой не достаточно для того, чтобы достать приманку.

Опыт 5) Также, обезьяна помещается в большую клетку, рядом с которой кладут приманку на таком расстоянии, чтобы обезьяна не могла до нее дотянуться. Достать приманку она могла, лишь использовав обходной путь через дверь, расположенную в задней стене клетки.

Проведенные Келлером опытные исследования, позволили наблюдать следующую картину. Сначала обезьяна пыталась непосредственно достать приманку тем, что она тянулась к ней или прыгала. Затем она бросала эти безуспешные попытки, и наступал период, когда обезьяна неподвижно сидела и лишь рассматривала ситуацию, что сопровождалось соответствующими движениями глаз, до тех пор, пока не приходила к правильному решению задачи. Характерно, что решение задачи перемещалось из периода непосредственных проб в период предшествующего попытке наблюдения, и движение обезьяны становилось лишь исполнением ранее выработанного «плана решения».

Опыт 6) В вольере к потолку подвешивают банан. Он находится на такой высоте, что с прыжка обезьяна не может его достать. Иным способом добраться до банана также не возможно. Никаких других подручных средств, на которые можно было бы залезть и с них с прыжка достать банан, в наличие не имеется. В вольере вместе с обезьяной находится только человек. Тогда, совершив несколько безуспешных попыток добраться до банана, обезьяна внезапно подходит к человеку и тащит его за руку к тому месту, где наверху подвешен банан. Когда человек подчиняется, обезьяна прыгает ему на плечи и уже с помощью прыжка, совершаемого с плеч человека, достает желанный банан.

В одной из модификации этого опыта человек перед прыжком обезьяны ему на плечи приседал, и тем самым расстояние с его плеч до банана становилось уже слишком большим. Тогда обезьяна, оценив расстояние, слезала с плеч человека, обходила его со спины и, подложив лапы под нижнюю часть спины, пыталась выпрямить человека.

Очень сложно объяснить, как животное приходить к интеллектуальному решению задачи, и процесс этот трактуется различными исследователями по-разному. Одни считают возможным сблизить эти формы поведения обезьян с человеческим интеллектом и рассматривают их как проявление творческого озарения. Австрийский психолог К.Вюлер полагает, что использование орудий обезьянами следует рассматривать как результат переноса прежнего опыта (обезьянам, живущим на деревьях, приходилось притягивать к себе плоды за ветви). С точки зрения современных исследователей, основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Философско-психологические воззрения А.И. Герцена. Диалектика А. И. Герцена.
Важную веху в истории русской психологии составили философско-психологические воззрения А. И. Герцена. Идеи, развитые А. И. Герценом в замечательной книге «Письма об изучении природы», отличаются прежде всего диалектикой. Прекрасно владе ...

Характеристика процессов памяти
Кроме видов памяти выделяют еще ее процессы. При этом качестве основания рассматривают именно различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание м ...

Лидер и стиль его деятельности
Факторно-аналитические работы, проведенные Халпином и Вайнером (Halpin & Winer), убеждают, что индивидуальные различия в деятельности лидеров могут быть определены путем введения двух относительно независимых параметров, характеризующ ...