Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина

Другая психология » Семейная психотерапия и семейное консультирование. Принципы, цели и задачи » Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина

Страница 3

При этом предполагается, что в основе метода совместной семейной психотерапии лежит допущение о том, что причины психологических проблем и пути их решения неразрывно связаны с функционированием семьи как целостной структуры. Проблемы, приводящие семью к семейному терапевту, затрагивают каждого члена семьи, приобретают личностный смысл для каждого, преломляясь через черты, качества и стиль жизни. Поэтому в семейной терапии работа проводится со всей семьей, а не с каждым ее представителем в отдельности. Мы считаем, что отдельно помочь одному члену семьи, не помогая близким, родным людям, практически невозможно.

На данный момент большинством исследователей поддерживается такая точка зрения, при которой присутствие на сессии всех членов семьи, само по себе рассматривается как фактор, повышающий эффективность семейной психотерапии. Это еще раз свидетельствует о необходимости проведения семейной терапии со всей семьей.

На основании изученных литературных данных мы пришли к следующим выводам:

Во-первых, семейная терапия имеет эффект в семьях, члены которых объединены близкими, хотя и искаженными связями. Во-вторых, психологически семейная психотерапия ведет к разрушению того или иного стереотипа, семейного мифа, который уже дал трещину. Терапевт при этом опирается на здорового члена семьи, человека, на которого больше всего можно положиться, кто меньше всего искажен дисгармоничными отношениями. В-третьих, терапевту очень важно определить реального пациента, т. е. того члена семьи, кто более всего страдает. Чаше всего он не обращается за помощью, и реально является "козлом отпущения".

Вирджиния Сатир вводит в контекст семейной терапии такое понятие, как «боль» семьи, т. е. главную ее проблему, Р. Бэндлер и Д. Гриндер рассматривают «боль» во внутрисемейных отношениях как сигнал для терапевтического вмешательства, т. е. она выступает в качестве симптома, свидетельствующего о необходимости психотерапевтической помощи. Карл Витакер считает, что боль в семье избыть нельзя, ее можно только творчески использовать.

Исходя из этих соображений, семейному терапевту необходимо уметь четко определять главную проблему семьи, и направлять свои усилия на то, чтобы она (боль) способствовала росту как семьи в целом, так и отдельных ее членов.

Интегрировав рассмотренные нами различные подходы в организации и проведении семейной терапии, мы систематизировали основные принципы семейной психотерапии: 1) Концентрация терапевта на всей семье в целом (хотя чаще всего обращение связано с проблемой детей).

2) Нельзя устанавливать сепаративные отношения с членами семьи, члены семьи не могут и не должны иметь секретов друг от друга.

3) Любые внутрисемейные нарушения - результат семейных отношений, а не чья-либо персональная вина, чувство вины не должно фигурировать в ходе работы с семьей.

4) Работая с семьей, надо исходить из того, что любые семейные проблемы имеют не только негативные, но и позитивные причины.

5) Необходимо помнить, что в любой семье есть потенциал для изменений и роста.

6) Взаимное принятие терапевта и обслуживаемой им семьи.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Восприятие как познавательный психический процесс
«Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности . органов чувств. »(1, стр. 66) Восприятие всегда выступает как субъективно ...

Сущность политического лидерства
Понятие политического поведения помогает более точно установить структуру политической системы, механизм ее действия, доминирующие способы достижения общественных и групповых целей в политической жизни. Политическое поведение человека мож ...

Особенности развития социального интеллекта детей 9 - 10 лет
Отечественными и зарубежными учёными были раскрыты в изучении социального интеллекта многие общие закономерности. Однако возрастные аспекты развития социального интеллекта и проблема взаимосвязи социального интеллекта и психических процес ...