Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина

Другая психология » Семейная психотерапия и семейное консультирование. Принципы, цели и задачи » Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина

Страница 2

В.К. Мягер, Т.М. Мишина (1976, 1983) определяют семейную психотерапию как особую форму психотерапии, направленной на изменение межличностных связей; ее цель - устранение эмоциональных нарушений.

Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (1990, 1999) рассматривают семейную психотерапию как область психотерапии, охватывающей изучение семьи и воздейст вия на нее с целью профилактики психогенных заболевании, а также последующей социально-трудовой реабилитации лиц, выписавшихся из клиник. В соответствии с этим определением в центре внимания семейного психотерапевта находится семья как фактор психической травматизации личности и ее роль в коррекции последствий психической травмы.

А.А. Бодалев и В.В. Столин (1981, 1989) рассматривают семейную психотерапию как систему психологических воздействий на отдельных членов семьи с целью достижения желаемых положительных изменений в их жизни, а так же в общении с детьми. Как мы видим, из представленных точек зрения можно выделить следующее общее положение: любые внутрисемейные нарушения есть результат семейных отношений. Действия семейного терапевта нужно направлять, в первую очередь, на изменение межличностных отношений в семье, а также привитие ребенку и членам его семьи социально приемлемых навыков поведения и способов личностного реагирования.

Представители различных школ семейной терапии, по-своему решают такие вопросы, как:

- Сколь долго необходимо вести терапию?

- Работать сразу со всей семьей или сначала с отдельными ее членами?

- Работать с семьей одному или создавать группы психотерапевтов?

- Как часто устраивать встречи с семьей?

- Как долго проводить каждую из них?

- Придерживаться директивного стиля ведения или, наоборот, предпочесть недирективный?

- Иметь ли подробный, тщательно разработанный план действий или действовать "по обстановке"? и мн.др. Можно отметить различные тенденции в том, как представители различных школ решают все эти вопросы в ходе семейной психотерапии. Карл Витакер (1997) настаивает на том, что работать надо обязательно со всей семьей, с самого начала и до окончания семейной терапии, чтобы избежать "перекоса" в сторону какого-то одного члена семьи. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис (1990) не исключают возможности проведения индивидуальных встреч с членами семьи в случае необходимости.

Соблюдение таких требований нередко рассматривается как отличительная черта той или иной психотерапевтической школы. Например, для такой известной школы семейной психотерапии, как "стратегическая семейная психотерапия", характерна разработка тщательного и подробного плана работы, предусматривающего многообразное воздействие на семью. Психотерапевты школы Вирджинии Сатир, напротив, предпочитают непрерывно сочетать диагностические и психотерапевтические мероприятия и решительно отказываются от создания каких-либо планов работы с семьей.

По-разному решается вопрос о степени директивности ведения семейной психотерапии. Ряд исследователей, например, С. Минухин, настаивает на директивных методах работы с семьей. Директивная форма занятий, активная роль психотерапевта рассматривается при этом как отличительная черта семейной психотерапии вообще. В то же время существует ряд школ в семейной терапии, где столь же убежденно отстаивают необходимость недирективного ведения семьи. Речь идет о "психотерапии центрированной на клиенте" (К.Роджерс, 1994).

Популярна у психотерапевтов позиция Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса, которая состоит в том, что выбор того или иного способа организации и проведения семейной терапии зависит от особенностей семьи, а не определяется теоретическими ориентациями семейного психотерапевта.

Ведение семьи одним психотерапевтом или разными (параллельно), организация места проведения психотерапии, интенсивная и частая, или дополнительная и редкая семейная психотерапия - все это определяется сложной совокупностью условий, которые нужно учитывать и гибко решать.

Основным, что должно определять организацию процесса семейной терапии, должно быть обеспечение возможностей для применения самых разнообразных стилей и их быстрой смены в случае необходимости. Эйдемиллер и Юстицкис говорят о необходимости сочетания любых способов организации и ведения семейной психотерапии, соответствующих условиям и дающих положительные результаты.

Мы повторяем, что вслед за В. Сатир, А.А. Бодалевым, В.В. Столиным и др. понимаем под семейной психотерапией систему психологических воздействий, направленных на изменение межличностных отношений в семье а также привитие ребенку и членам его семьи социально приемлемых навыков поведения и способов личностного реагирования.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Лидер и группа
Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов. Изучая социальное поведение людей, мы можем понять ...

Психологические особенности старшего и младшего ребенка
Между братьями и/или сестрами образуются значимые и долговременные привязанности, начинающиеся в младенчестве, хотя часто младшие дети более привязаны к старшим, чем те к ним. Младенцы нередко сильно привязываются к старшим сиблингам и бы ...

Становление рефлексивного подхода в отечественной психологии, методология и предмет рефлексивного подхода
В данном параграфе нужно обосновать научность рефлексивного подхода путём описания его предмета и методологии. О непрерывном становлении и преемственном развитии рефлексивного подхода в отечественной науке можно говорить лишь с 1950-х гг ...