Тайная мудрость языка

Страница 3

Таким образом, чтобы определить какое – либо понятие, необходимо, во-первых, найти род (ближайший), во-вторых, указать родовое отличие. Нужно, однако, указать, что при определении видового отличия не всегда можно ограничиться одним признаком.

Генетическим (от греческого слова "генезис" – источник, происхождение) называется определение, указывающее на происхождение предмета, на способ его образования. Например: "Шар – есть тело, образованное вращением круга вокруг одного из своих диаметров". Раскрывая способ образования предмета, его происхождения, генетическое определение играет важную познавательную роль, широко используется в ряде наук – математике, физике, химии и др. Являясь разновидностью определения через род и видовое отличие, оно имеет ту же логическую структуру и подчиняется тем же правилам.

При помощи определения через род и видовое отличие можно определить большинство понятий. Однако для некоторых понятий этот приём непригоден. Нельзя определить через род и видовое отличие предельно широки понятия, так как они не имеют рода. Не могут быть определены через ближайший род и видовое отличие и единичные понятия, поскольку они не имеют видового отличия. В таких случаях прибегают к неявным определениям, а также к приёмам, заменяющим определение.

К неявным определениями относится определение через указание на отношение предмета к своей противоположности. Например, "Свобода есть познанная необходимость".

К приёмам, заменяющим определение, относятся описание, характеристика, сравнение, различение и остенсивное определение.

Задача описания состоит в том, чтобы более точно и полно указать признаки предмета, причём перечисляются, как правило, внешние признаки.

Характеристика состоит в указании отличительных, характерных признаков единичного предмета (лица, события и др.).

При помощи сравнения один предмет сравнивается с другим, сходным с ним в каком-либо отношении. Этот приём применяется для образной характеристики предмета.

С помощью различия устанавливаются признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним предметов.

Остенсивным (от латинского слова ostendo – показываю) называется определение, устанавливающее значение термина путём демонстрации предмета, обозначаемого эти термином. Эти определения применяются для характеристики предметов, доступных непосредственному восприятию. Остенсивное определение используется также для характеристики простейших свойств вещей: запаха, цвета, вкуса и т.д.

Определение понятий играет важную роль в теоретической и практической деятельности. Они в сжатом виде выражают знание о предмете, являясь существенным моментом в познании действительности. В любой науке всем основным понятиям даются точные определения. Однако содержащееся в определении знание в силу своей краткости не может дать достаточно полного знания о предмете. Действительно, изучить какую-либо науку только по определениям невозможно. Например, изучая логику, нельзя ограничится определением этой науки; необходимо рассмотреть, что такое логическая форма, что такое логический закон, каковы особенности абстрактного мышления. Нужно изучить отдельные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение и т.д. Однако, раскрывая главное в предмете, определение позволяет выделить данный предмет отличить его от других предметов, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. И в этом огромная ценность определений в познании и практической деятельности.

[1] Под предметом в логике понимают всё то, что можно мыслить: существующие в реальной действительности и воображаемые вещи, явления, события, их свойства и отношения.

[2] От латинского термина abstractio – отвлечение. Абстракция – результат процесса абстрагирования, т.е. отвлечения от одних свойств предмета и выделения других его свойств. Абстрактное мышление – мышление, оперирующее абстракциями.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Профилактическая и коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в уровне самооценки и уровне притязаний
Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале – это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем – к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но ощущать уважение с их стороны, и, наконец, ...

Психологические подходы к изучению человека
Представителями гуманистической психологии являлись Г. Олпорт, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Гольдштейн, Г. Мюррей [3;6;7]. Гуманистическая психология, берущая свое начало в 1950-х гг., официально заявила о себе в 1960-х, выступив одновременно п ...

Особенности речи в общественных отношениях
Самый массовый вид общения людей в обществе - деловое общение. Без него не обойтись в сфере экономических, правовых, дипломатических, коммерческих, административных отношений. Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно ...