Таким образом, чтобы определить какое – либо понятие, необходимо, во-первых, найти род (ближайший), во-вторых, указать родовое отличие. Нужно, однако, указать, что при определении видового отличия не всегда можно ограничиться одним признаком.
Генетическим (от греческого слова "генезис" – источник, происхождение) называется определение, указывающее на происхождение предмета, на способ его образования. Например: "Шар – есть тело, образованное вращением круга вокруг одного из своих диаметров". Раскрывая способ образования предмета, его происхождения, генетическое определение играет важную познавательную роль, широко используется в ряде наук – математике, физике, химии и др. Являясь разновидностью определения через род и видовое отличие, оно имеет ту же логическую структуру и подчиняется тем же правилам.
При помощи определения через род и видовое отличие можно определить большинство понятий. Однако для некоторых понятий этот приём непригоден. Нельзя определить через род и видовое отличие предельно широки понятия, так как они не имеют рода. Не могут быть определены через ближайший род и видовое отличие и единичные понятия, поскольку они не имеют видового отличия. В таких случаях прибегают к неявным определениям, а также к приёмам, заменяющим определение.
К неявным определениями относится определение через указание на отношение предмета к своей противоположности. Например, "Свобода есть познанная необходимость".
К приёмам, заменяющим определение, относятся описание, характеристика, сравнение, различение и остенсивное определение.
Задача описания состоит в том, чтобы более точно и полно указать признаки предмета, причём перечисляются, как правило, внешние признаки.
Характеристика состоит в указании отличительных, характерных признаков единичного предмета (лица, события и др.).
При помощи сравнения один предмет сравнивается с другим, сходным с ним в каком-либо отношении. Этот приём применяется для образной характеристики предмета.
С помощью различия устанавливаются признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним предметов.
Остенсивным (от латинского слова ostendo – показываю) называется определение, устанавливающее значение термина путём демонстрации предмета, обозначаемого эти термином. Эти определения применяются для характеристики предметов, доступных непосредственному восприятию. Остенсивное определение используется также для характеристики простейших свойств вещей: запаха, цвета, вкуса и т.д.
Определение понятий играет важную роль в теоретической и практической деятельности. Они в сжатом виде выражают знание о предмете, являясь существенным моментом в познании действительности. В любой науке всем основным понятиям даются точные определения. Однако содержащееся в определении знание в силу своей краткости не может дать достаточно полного знания о предмете. Действительно, изучить какую-либо науку только по определениям невозможно. Например, изучая логику, нельзя ограничится определением этой науки; необходимо рассмотреть, что такое логическая форма, что такое логический закон, каковы особенности абстрактного мышления. Нужно изучить отдельные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение и т.д. Однако, раскрывая главное в предмете, определение позволяет выделить данный предмет отличить его от других предметов, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. И в этом огромная ценность определений в познании и практической деятельности.
[1] Под предметом в логике понимают всё то, что можно мыслить: существующие в реальной действительности и воображаемые вещи, явления, события, их свойства и отношения.
[2] От латинского термина abstractio – отвлечение. Абстракция – результат процесса абстрагирования, т.е. отвлечения от одних свойств предмета и выделения других его свойств. Абстрактное мышление – мышление, оперирующее абстракциями.
Другие материалы:
Сущность классного коллектива
Коллектив образовательного учреждения состоит их двух составляющих: ученического коллектива и педагогического коллектива. Педагогический коллектив представляет собой группу совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цел ...
Наследственные факторы.
Говоря о формировании личности, нельзя не сказать о влиянии внутренних задатков, передаваемых по наследству. Традиция, начатая еще Гиппократом, имеет большую поддержку и в настоящее время (Фрейд, Юнг, Кеттел, Айзенг, Маслоу, Роджерс, Шелд ...
Общение в системе межличностных и общественных отношений
Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме обще ...
Главные разделы