Начальный этап становления личности ребенка 3-7 лет.

Другая психология » Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте » Начальный этап становления личности ребенка 3-7 лет.

Страница 2

Как показывает практика, для формирования самостоятельности в поведении(а затем и в рассуждении) ребенок должен научиться в каждом конкретном случае выделять самое важное, существенное и разбираться в том, что главнее. Но это далеко не сразу дается детям. Хотя дошкольник может руководствоваться разными известными ему мотивами: обязанностями, поручением мамы, собственным желанием или чувством к товарищу, у него еще нет обычного соподчинения всех мотивов, их иерархии. Поэтому пяти-, шестилетний ребенок не редко попадает в конфликтные ситуации. И в них чаще всего подчиняется тому побуждению, которое эмоционально наиболее сильное и яркое.

Пример: Оля (пять лет семь месяцев) укладывает куклу спать, раздела ее. Мама уже второй раз зовет Олю ужинать, но девочка продолжает укладывать куклу. Мама сердится за непослушание. Но Оля в свою очередь сердится на маму. Она не может оставить свою дочку: Ведь она же раздета, как же я могу уйти. Сейчас укрою одеяльцем и тогда пойду.

Отец посылает Сережу (шесть лет восемь месяцев) на кухню, чтобы он помог бабушке собрать рассыпавшуюся картошку. Мальчик, занят интересной игрой, не хочет ее прерывать. На сердитый вопрос отца, почему же Сережа не пошел на кухню, мальчик отвечает, что мама не позволяет ему быть на кухне в том костюме, который на нем одет. Так ребенок нашел наиболее отвечающее его желанием мотив, оправдывающий его действия.

Витя (шесть лет четыре месяца) узнает, что старший брат – второклассник Боря – получил двойку за невыученный урок.

Витя: Ой, как мама рассердится! А тебя накажут? Да?

Боря: Вот еще, а я не скажу маме про двойку, она и не узнает.

Витя: А разве можно обманывать? Это же не хорошо!

Боря: А что же, огорчить лучше? Ничего ты не понимаешь? Как мама узнает, когда я уже исправлю двойку, и она не огорчиться, а сейчас, конечно рассердится, и мне влетит. Лучше не говорить. Надо маму беречь.

Витя озадачен. Он получил урок обхода трудных жизненных ситуаций. Но для него еще труднее стало решить вопрос о том, что главнее.

Исследования К.М.Гуревича, Н.М.Матюшиной показали, что на протяжении дошкольного периода, соподчинению мотивов происходят большие изменения. У двух-, трех летнего малыша вообще никаких внутренних конфликтов не возникает. Привлекательная цель непосредственно вызывает с его стороны соответствующие действия. Желания получить то, что нравиться, – единственный мотив действий ребенка преддошкольника. Но введение запрета уже вносит существенные осложнения в его действия. Теперь необходимость подчиниться правилу вступает в борьбу с собственным желанием. В каждом случае надо решать, что важнее. Здесь возникает начало непослушания, когда, подчиняясь своим личным побуждениям, ребенок игнорирует требования взрослых.

В старшем дошкольном возрасте, когда усложняются отношения детей с окружающими, когда все чаще им самим приходится определять свое отношение к чему-то, оценивать свои поступки и обязательных правил становиться больше, столкновение различных мотивов становятся чаще и острее. Особенно трудно детям выбирать между лично значимыми и общественно значимыми мотивами.

К лично значимым относятся не только различные эгоистические желания, выражающие потребность ребенка в сладком, привлекательном, в получении какой-то игрушки, то есть мотивы личной выгоды. К лично значимым и переживаемое ребенком чувство собственного достоинства, боязнь насмешки, пренебрежение со стороны сверстников, чтобы скрыть свое неумение, не подготовленность, пропущенную ошибку, дети иногда идут на обман, умышленно нарушая правила.

С другой стороны, ребенок может отказаться от привлекательной игры, ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым. Если старший дошкольник потерпел неудачу в каком-нибудь значимом для него деле, то это не удается компенсировать удовольствием, полученным по «другой линии» (как это происходит у малышей). Так как одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступках. Это становиться возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание - понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Развитие речи
В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. Умение относить слова к обозначаемым предметам и действиям приходит к ребенку далеко не сразу. ...

Особенности образа профессии в связи с уровнем креативности
Каждое лето родители сталкиваются с проблемой отдыха своих детей. Очень часто они отправляют их в детские летние или оздоровительные лагеря, санатории или центры отдыха. На протяжении трех - четырех недель с детьми постоянно взаимодейству ...

Стимулирование в развитии личностных качеств социального работника
Процесс самовоспитания и самообразования специалиста по социальной работе будет достаточно эффективным только в том случае, если сам работник будет стремиться к своему дальнейшему развитию. Становление профессионально значимых качеств мож ...