Режимы работы оператора в системе "человек-машина"

Другая психология » Режимы работы оператора в системе "человек-машина"

Страница 1

Нормальный (оптимальный) режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмический характер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Труд в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.Под критическими режимами работы понимаются режимы, ведущие к полной, либо частичной утрате системой выполняемых функций, либо утрате объекта, либо утрате объекта и гибели оператора (экипажа). Предупреждение критических режимов осуществляется за счет оказания помощи оператору по действиям в сложных и аварийных ситуациях. Эти ситуации характеризуются высокой вероятностью перехода в необратимые (катастрофические) ситуации. Аварийные условия требуют от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим в самом общем смысле — это режим работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение.

Создание эффективной системы человек-оператор заключается в поиске оптимального сочетания возможностей машины и человека.

В таблице приведена иллюстрация различий, присущих основным элементам человеко-машинной.

Основные функциональные характеристики человека и машины

На человека следует возлагать выполнение функций по:

Машине следует поручать:  

распознаванию ситуации в целом по её многим сложно связанным характеристикам, а также при неполной информации о ней;

выполнение всех видов математических расчётов;  

осуществлению функций индуктивного вывода, т.е. обобщению отдельных фактов в единую систему;

выполнение однообразных, постоянно повторяющихся операций, реализуемых по заданному алгоритму;

решению задач, в которых отсутствует единый алгоритм или нет четко определённых правил обработки информации;

хранение и динамическое представление больших объёмов однородной информации;  

решению задач, в которых требуется гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям, особенно задач, появление которых заранее трудно предвидеть;

решение задач, требующих дедуктивного вывода, т.е. получения на основе общих правил решений для частных случаев;  

решению задач с высокой ответственностью в случае возникновения ошибки.

выполнение действий, требующих высокой скорости реакции на команду.

Всё в действительности гораздо сложнее, требует тонкого анализа содержания деятельности оператора и учёта возникающих артефактов. Несмотря на значительный прогресс в создании сложных технических систем, человек во многих случаях незаменим. Особенно это касается его возможностей по работе в условиях неполноты информации и использовании эвристических методов решения проблем. Кроме того, только человек обладает способностью учитывать разнокачественный, в том числе и социальный, опыт для достижения своих целей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Систематическая десенситизация в реальной жизни.
Систематическая десенситизация в воображении имеет ряд преимуществ по сравнению с системати­ческой десенситизацией in vito. Во-первых, она вызывает тревогу гораздо меньшей степени, чем погружение в такие же ситуации в ре­альной жизни. В ...

Сущность классного коллектива
Коллектив образовательного учреждения состоит их двух составляющих: ученического коллектива и педагогического коллектива. Педагогический коллектив представляет собой группу совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цел ...

Условия организации труда
Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность. В зависимости от возраста детей педагог о ...